Если взглянуть на график, отражающий динамику цены фьючерсов на нефть сорта Brent в январе — июле 2009 года, то первое, что бросается в глаза, — он четко повторяет аналогичный график 2008 года, только с поправкой на то, что цена 2008 года примерно в два раза выше цены аналогичного периода года настоящего. Не правда ли — несколько странно для столь высокоспекулятивного, высоковолатильного, практически непредсказуемого рынка, как рынок нефти?
Что также интересно — указанное верно как для средневзвешенных месячных значений (сумма всех закрытий делится на число сессий в данном месяце), так и для цен, складывающихся на дату экспирации. То есть цена экспирации, по сути, является среднемесячной ценой, что, с учетом того, что датой экспирации для данного сорта нефти обычно является 15-е число месяца, даже несколько смешно. Вопрос тут в том, что поскольку цена экспирации является расчетной для всех заключенных на этот месяц контрактов, то она находится под мощным давлением игроков, и потому рынок имеет свойство в эту дату как серьезно падать, так и серьезно расти — но уж в любом случае, вряд ли соответствовать средневзвешенной месячной цене.
Специально отметим, что, таким образом, описанная в предыдущем абзаце ситуация является характерной и для января — июля 2008 года.
Все значения стоимости нефти на дату экспирации в январе — июле 2009 года находятся в весьма узком коридоре 43—52% к аналогичному периоду прошлого года. При этом значение выше 50% от цены 2008 года дал только месяц июнь — когда по признанию компании PIMCO, один из ее трейдеров совершал несанкционированные сделки, приведшие к росту цены на нефть. Остановимся на этом заявлении подробнее и отметим, что, во-первых, оно выходит за рамки стандартной практики, а, во-вторых, несанкционированность сделок руководством компании не ведет к признанию их ничтожными. Тогда встает вопрос — а чего же этим заявлением хотела добиться компания? Ответ: очень похоже на то, что PIMCO пыталась таким образом достучаться до важного клиента, на которого она не имеет прямого выхода, с объяснением некоей своей ошибки. А ошибка, судя по тексту заявления, заключалась в том, что компания вывела цену на нефть выше неких установленных границ. Отсюда — и июньский экстремум.
Средневзвешенная для января — июля 2009 г. (по датам экспирации) цена нефти составляет 47% от уровня 2008 года.
Специально заострим внимание на том, что, в целом, в январе — июле 2008 года стоимость нефти от даты экспирации к дате экспирации росла, последним месяцем подобного роста был июль. А вот сложившаяся 15.08.08 цена была уже на 24 доллара ниже стоимости нефти на 15.07.08.
Отметив подобную аномалию, зададимся вопросом: чем же она может быть объяснена?
Вспомним, что падение нефти в 2008 году происходило по жесткой математической модели: нефть падала со средней скоростью 1 доллар в сессию, и если падение чуть притормаживалось, то можно было четко предсказать дату и глубину предстоящего корректирующего обвала (на чем автор сей статьи и сколотил осенью 2008-го свой капиталец как эксперт по ценам на нефть). Да, в голове с трудом укладывается, что на рынке нефти действует сила, способная воплощать в жизнь столь жесткую модель. Но раз модель есть, и модель работает (точнее, — работала до момента выхода на заложенный в бюджете Саудовской Аравии уровень), значит, такая сила все же имеется. Так что можно предположить, что в январе — июле 2009-го она проявила себя снова. Автор считает, что подобной силой является крупнейший экспортер нефти в мире и лидер ОПЕК — Саудовская Аравия, а модель, подобная описанной выше, позволяет ей прогнозировать поступления в собственный бюджет. Не считая доходов от игры «против рынка». При этом ясно, что Саудовская Аравия «работает» не от собственного имени, а через небольшое (очень ограниченное — иначе тайное перестанет быть тайным) количество крупнейших игроков рынка. С
Потому базой для цен января — июля 2009 года были выбраны цены аналогичного периода прошлого года и установлен некий норматив, позволяющий удовлетворить потребностям бюджета — видимо, это и есть те самые 47%, о которых писалось выше. А чтобы проверить можно было в любой момент времени, то в расчет берутся и ежедневные значения.
Но вернемся к нашим баранам и вспомним, что в январе — июле 2008 года стоимость нефти от даты экспирации к дате экспирации росла, а последним месяцем подобного роста был июль. С августа началось падение цены.
Посему, если принять на веру все вышеизложенное и предположить, что сама описанная схема не будет заменена на другую, то мы стоим перед тремя вариантами дальнейшего развития событий на рынке нефти.
Вариант № 1. Наихудший.
Тенденция первых семи месяцев 2009 года распространяется и на август — декабрь, т. е. стоимость нефти в этот период составит около 50% от стоимости августа — декабря 2008 года. Тогда в декабре нефть будет стоить 25 долларов за баррель.
Вариант № 2. Получше
Схема остается прежней, но стоимость нефти в каждый месяц составляет не 50%, а, скажем, 70%, выводя среднюю по году стоимость нефти на 60% от 2008 года. Тогда в декабре нефть будет стоить 35 долларов за баррель.
Вариант № 3. Смешанный
Схема остается прежней, но в августе (сугубо для примера) нефть стоит 80% от августа 2008 года, в сентябре — 60%, в октябре — 70%, в среднем же за август — декабрь дает те же условные 70% (или 60%, или 80%) от стоимости нефти в августе — декабре 2008 года. Цена декабря непредсказуема.
Варианты четвертый и пятый — принципиально новую схему движения цены на нефть и обвальное падение — я сейчас не рассматриваю, потому что первое можно будет вычислить только эмпирически: как минимум, по итогам августа — сентября, а второе… Все может быть. Почему бы и нет — если есть желание «вынести» рынок?
Так вот. 14 августа — дата экспирации по нефти сорта Brent. И если стоимость нефти в этот день окажется в коридоре 53—60 долларов за баррель, значит (увы), события развиваются по наихудшему для нашей страны сценарию, описанному как «Вариант № 1».
Если же 14 августа стоимость нефти будет выше 60 долларов, мы оказываемся перед вилкой из вариантов № 2 и 3. Что по сравнению с «вариантом № 1» — уже хорошо. А вот по какому из них пойдут события дальше, прояснит только 15 сентября — следующая дата экспирации.
Так что, как ни крути, а 14 августа 2009 года для России, где все и вся зависит от цены на нефть, — самый главный день года.
Максим АВЕРБУХ