«В кризис надо быть скромнее!» — заявляют чиновники с телеэкранов. Причем затягивать пояса обещают начать с себя. Эксперты консалтинговой компании ФБК пересчитали цифры. Оказалось, что фактическое финансирование федеральных служб и ведомств в первом полугодии 2009 года по сравнению с началом прошлого года не снизилось, а, наоборот, выросло на 37,9%.
«Год кризисный, а расходы растут»
Пару недель назад в Кисловодске состоялось заседание правительства о проблемах развития регионов. Премьер Владимир Путин тогда попенял чиновникам:
— Расходы бюджетов регионов и муниципалитетов на содержание органов управления в 2009 году вырастут на 4%.
По словам премьера, в Магаданской области расходы на содержание областной администрации в 2009 году выросли на 38%, в Ингушетии — на 30%. На четверть и больше увеличились расходы на чиновников в Белгородской, Мурманской, Брянской областях, в Москве и в Республике Адыгея.
Главы регионов, в свою очередь, тоже пеняют на кризис. Мол, нагрузка выросла, необходимо создавать антикризисные группы, следить за финансовым положением предприятий. А справиться с этой задачей силами нынешнего бюрократического аппарата якобы невозможно, и областные власти вынуждены набирать новых сотрудников.
Руководство Кабинета министров на это ответило: «Делай, как я!»
— В этом году мы сокращаем расходы на содержание федеральных органов власти на 30%, в следующем — на 15%, — заявил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.
— Я, когда это услышал, был сильно удивлен, — вспоминает директор Департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. — К тому времени мы уже получили первые данные исследования «Сколько стоят чиновники?». Картина другая.
Скинемся на бюрократию
Финансирование федеральных органов власти в первом полугодии 2009 года выросло на 37,9%.
— Главная причина роста расходов — неэффективный госаппарат, — делится соображениями Игорь Николаев. — Административная реформа, которая проводилась в середине 2000-х годов, свелась к перетряхиванию федеральных органов власти, их вместо 60 появилось около 100.
Уровень зарплаты чиновника по-прежнему зависит не от эффективности его работы, а от должности. Бюрократ думает не о результате труда, а где бы еще денег урвать. У многих людей сформирована психология временщиков.
— Еще одна причина высоких трат на содержание госаппарата — недооценка глубины и масштаба кризиса, — говорит Николаев. — В прошлом году чиновники долго говорили нам, что «кризис — это не у нас». А расходы на себя поднимали так, будто пруха с доходами от дорогой нефти будет продолжаться и в 2009 году.
В ФБК сделали интересные расчеты: расходы на содержание чиновников разделили на количество россиян. В результате получили сумму — сколько каждый житель страны, включая стариков и младенцев, тратит на власть. Расходы на федеральных чиновников в первом полугодии 2009 года составили 927 рублей с человека, на региональных — 711 рублей. То есть каждый россиянин потратит на содержание власти за год около 100 долларов — 3276 рублей.
Чем беднее регион — тем больше траты
Расходы региональных бюджетов на содержание аппарата за минувший год поднялись в среднем на 3,8%. Вроде немного, но это в среднем, а если посмотреть на края, области и республики каждую в отдельности — аппетиты впечатляют. По данным компании ФБК, в первом полугодии в Якутии траты на бюрократов поднялись на 34,4%, в Ненецком автономном округе — на 34,1.
Есть, конечно, и такие регионы, где чиновничество и в самом деле затянуло пояса. Так, в Башкортостане расходы на содержание республиканского правительства снизились на 19,7%, в Бурятии — на 16,9%, в Татарстане — на 15%.
— Любопытно, что расходы сокращают достаточно обеспеченные регионы, — комментирует Игорь Николаев. — Значит, ущемляют чиновников не от бедности, а из желания помочь региону.
В то же время в далеко не самой богатой Новгородской области расходы на чиновничество выросли на 33,9%. Но всех переплюнула маленькая Чечня — регион не только дотационный, но и один из самых бедных в России. По данным Федерального казначейства, в нынешнем году на обеспечение работы главы республики потрачено больше 1 млрд. рублей. Для сравнения: на содержание федерального правительства израсходовано 1,3 млрд. рублей.
Другое мнение
Генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван МИКАЕЛЯН:
— У нас слово «чиновник» считается чуть ли не ругательством. Почему-то когда у офицеров зарплата растет, никто не возмущается, а когда у чиновника — это аморально. Они такие же люди, как и мы с вами, им тоже нужно детей кормить.
В то же время я не согласен с мнением, что зарплату чиновникам нужно повышать, чтобы они взятки не брали. Здесь нет прямой зависимости. Если человек получает 10 тысяч рублей и ему повысили зарплату на 5%, он не перестанет брать взятки.
Да, госслужащих у нас много, и все вместе они обходятся дорого. Но в каждом городе или районе должна быть и милиция, и налоговая инспекция, и все остальные органы. Поэтому сокращать армию чиновников, просто чтобы сократить расходы, как у нас любят, было бы неправильно. Нужно повышать эффективность труда, спрашивать с чиновников за конечный результат, а от малоэффективных работников освобождаться. Вот это будет конструктивный подход к решению проблемы.
ВОПРОС ДНЯ
Отрабатывают ли чиновники свои зарплаты?
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер партии ЛДПР:
— Нет, не отрабатывают. Потому что занимаются саботажем. Простой пример — дачная амнистия. Они игнорируют закон, заставляют всех вставать в очередь. Причину объясняю: все чиновники — бывшие члены КПСС. Германия как вышла из подобного положения? Был введен запрет на профессию. После 45-го года все бывшие функционеры правящей партии не имели права быть чиновниками и даже преподавателями.
Василий СТАРОДУБЦЕВ, депутат Госдумы от фракции КПРФ, экс-губернатор Тульской области:
— Вопрос риторический. Нет, конечно! В мою бытность губернатором ко мне ходили наши местные депутаты и просили поднять самому себе зарплату. Потому что их заработок зависит от губернаторского. Я постоянно отказывался. Отчасти
Никита БЕЛЫХ, губернатор Кировской области:
— Нужно разделять чиновников и чиновничество. Чиновничество как класс — нет, не отрабатывает. При этом каждый отдельный чиновник работает с разной степенью эффективности. Через призму работы одного чиновника люди воспринимают всю систему целиком. Допускаю, что есть районы или даже регионы, где население работой чиновников удовлетворено.
Александр СИЛАЕВ, писатель:
— Хуже всего то, что официальные затраты на чиновников еще не так велики, как неофициальные. Их сложно уменьшить, так как государство еще не готово вести нормальную борьбу с коррупцией. Ведь, чиновники — это единственный слой, на который оно пока может опереться.
Юрий СТЕБЛОВСКИЙ, начальник контрольно-инспекторского управления правительства Мурманской области:
— Более чем! Если квалифицированному госслужащему, который тащит на себе ворох обязанностей, платить на уровне средней зарплаты, то он уйдет туда, где платят больше. И нет гарантии, что на смену ему не придет какая-то посредственность.
Вадим ЛОБАНОВ, народный артист России:
— Если рассматривать с точки зрения волокиты, то отрабатывают полностью. А если с точки зрения реальной помощи населению, то не более чем на треть.
Дина ОЮН, советник председателя правительства Республики Тыва:
— Все зависит от конкретного человека:
Михась, читатель сайта KP.RU:
— А слабо платить чиновникам столько, сколько получает среднестатистический россиянин? Глядишь, и армия этих лоботрясов сильно бы поредела
Александр ЗЮЗЯЕВ