Две недели назад американская ФРС объявила, что предпринятые властями США (прежде всего, естественно, самой ФРС) спасательные операции уже дают результаты: дела в экономике идут не так плохо, как раньше, и экономический спад, похоже, прекратился. В связи с этим ФРС заявила, что замедляет темпы реализации своей программы по покупке облигаций казначейства США на сумму $300 млрд. Целью покупки облигаций является снижение процентной ставки на американском кредитном рынке, прежде всего на рынке ипотечного кредитования (напуганные кредитным кризисом, толчком к которому стало именно безудержное ипотечное кредитование заемщиков, оказавшихся неплатежеспособными, американские банки сейчас либо вообще перестают выдавать кредиты под залог недвижимости, либо выдают под высокий процент). Таким образом, ФРС дает понять, что ее деньги, потраченные на покупку облигаций, так или иначе попадут к простым американцам — если у них снова появится возможность брать ипотечные кредиты под относительно низкий процент. А коль скоро у граждан появятся заемные деньги, они снова смогут смело тратить их на потребительские товары — на эти товары появится спрос, производители начнут расширять их выпуск, и в конце концов экономический спад в США не просто прекратится, а сменится подъемом.
У программы покупки гособлигаций за деньги ФРС есть, естественно, еще одна сторона. Американские власти смогут смелее тратить бюджетные деньги на прямую поддержку американских компаний, коль скоро они будут уверены, что эти деньги бюджету всегда даст центральный банк. Правда, традиционно такие методы стимулирования экономики считались финансированием бюджетных расходов за счет печатного станка, но в данном случае американские власти могут оправдаться временностью и чрезвычайностью таких мер. Мол, лучше наполнить экономику напечатанными деньгами, чем допустить полный крах этой экономики. Тогда ей вообще никакие деньги не будут нужны.
Традиционно ФРС в масштабном денежном стимулировании экономики сдерживала опасность инфляции. Ведь если напечатанные деньги попадут на потребительский рынок, может возникнуть ситуация, при которой денег у потребителей будет много, а товаров у производителей недостаточно. Возникнет, отмечает ФРС, власть продавцов над покупателями, которая послужит основанием для повышения этими продавцами цен.
Официальной целью ФРС является одновременное сдерживание роста цен и роста безработицы. В нынешнем году уровень безработицы в США постоянно повышается и может к концу года вырасти до 10% трудоспособного населения — американские компании сейчас хоть постепенно и начинают инвестировать в производство, но работников по-прежнему склонны не нанимать, а увольнять, обнаруживая в сокращении штатов важный резерв экономии на издержках производства. А если еще и инфляция начнет расти, то ФРС окажется в совсем уж неприятном положении. Не случайно глава ФРС Бен Бернанке не так давно в отчете конгрессу дал понять, что с преодолением экономического спада инфляционное давление может вырасти и даже не исключено повышение процентной ставки ФРС, которая сейчас, в сущности, составляет 0%.
И вот на прошлой неделе американские власти объявили, что цены производителей в июле упали на 0,9% — в три раза больше, чем ожидали эксперты. В итоге с июля прошлого года эти цены упали уже на 6,8%. Такого не было с 1947 года, когда в США начали вести статистику цен производителей. В основном падение цен произошло благодаря значительному подешевению энергоносителей. Но даже если говорить о базовой инфляции (исключающей стоимость энергоносители и продовольствия), цены снизились в июле на 0,1%.
Ясно, что снижение цен производителей в конечном счете сказывается и на потребительских ценах, в июле показавших рост 0%, а за прошедшие 12 месяцев снизившихся уже на 2,1%. Такого не было последние 60 лет. Популярным у американских розничных торговцев методом привлечения покупателей сейчас стали распродажи и скидки. «В нынешней американской экономике чего у продавцов сейчас нет, так это ценовой власти над покупателями»,— отметил главный экономист аналитической фирмы IHS Global Insight Брайан Бетьюн.
Ряд экспертов даже стали говорить об опасности дефляции в США, отмечая, что постоянное снижение цен может привести к уменьшению зарплат работников и сокращению прибыльности деятельности компаний: в таких условиях будет трудно говорить о возобновлении экономического роста в США. Впрочем, по мнению других экспертов, сейчас не времена Великой депрессии 1930-х годов, когда дефляция была обычным явлением, и при малейших признаках оживления в экономике американские производители и торговцы смело возобновят повышение цен. Тем более что, например, в июне цены производителей в США увеличились на 1,8% — самый большой прирост с ноября 2007 года, поводом для чего стало повышение мировых цен на нефть.
Как бы то ни было, с учетом нынешнего положения на американском потребительском рынке ФРС может прийти к выводу, что беспокоиться пока рано и нужно продолжать операцию по спасению экономики с помощью масштабных денежных инъекций.
Сергей МИНАЕВ