В законе о банкротстве должны появиться специальные правила банкротства застройщиков многоквартирных домов, привлекавших для строительства средства граждан. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития. Гражданам он позволит претендовать на квартиру даже тогда, когда покупка осуществлялась по «серым» схемам, а региональные власти смогут выкупать недостроенные дома с обязательством достроить их и передать квартиры кредиторам. Приоритет, правда, получат только те, кого суд признает нуждающимся в жилье.
Минэкономразвития предлагает ввести в закон «О несостоятельности (банкротстве)» новую главу, регулирующую банкротство застройщиков. Соответствующий законопроект (текст имеется в распоряжении «Ъ») уже подготовлен. «Он направлен на согласование в ФСФР»,— сообщил вчера заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. Он рассказал, что в ходе работы министерство учитывало судебную практику, сложившуюся в основном в регионах: «Практика показала, что основными проблемами является множество видов договоров, которыми оформляются права на получение квартир, а также разногласия между самими кредиторами, часть которых желает получить квартиру, а часть — вернуть деньги».
Проблему обманутых дольщиков, внесших деньги на этапе строительства, но так и не получивших квартиры, попытались решить еще в декабре 2004 года. Тогда был принят закон, известный под номером 214-ФЗ, который определил права участников долевого строительства многоквартирных домов. Ряд застройщиков, впрочем, используют иные, не предусмотренные этим законом способы оформления прав граждан на строящиеся квартиры. Гражданам, в частности, предлагается заключать предварительные договоры купли-продажи квартир, вносить вклады в коммандитные товарищества, приобретать векселя для последующей оплаты ими квартир. Подобные способы уже стали предметом налоговых споров: к ЗАО МИАН, использовавшему вексельные схемы продажи квартир в новостройках, было предъявлено около 1,2 млрд руб. налоговых претензий, в результате чего компания была признана банкротом. Недавно арбитражный суд Москвы рассматривал налоговое дело ЗАО «Миэль-недвижимость» (свыше 200 млн руб. налоговых претензий), также связанное с оформлением прав на квартиры. Суд признал требования налоговиков незаконными, но в отношении компании было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов в особо крупном размере (см. «Ъ» от 28 июля).
Наиболее известным делом о банкротстве застройщиков стало дело коммандитного товарищества «Социальная инициатива и К», финансировавшего строительство жилья и обманувшего более 7 тыс. вкладчиков в 15 регионах страны. Это дело началось в арбитражном суде Москвы в январе 2006 года, процедура наблюдения была введена в мае 2008 года, а решение о том, признать ли товарищество банкротом, не принято до сих пор. Дело затянулось
Теперь для этого создается законодательная основа. Проект, подготовленный Минэкономразвития, предлагает судам, рассматривающим дела о банкротстве, считать обходные схемы продажи квартир в новостройках притворными сделками, прикрывающими договоры о передаче жилого помещения. Это значительно упростит включение требований участников строительства в реестр кредиторов. Очередность удовлетворения требований, впрочем, значительно отличается от общих правил: в деле о банкротстве застройщика будет не три, а четыре очереди кредиторов. В первые две, как обычно, войдут те, кто получил производственную травму либо имеет требования по зарплате, а участников строительства поделят на две очереди. В третью войдут только кредиторы, у которых вообще отсутствует жилье либо площадь имеющегося жилья составляет менее 15 кв. м на человека. А участники строительства, имеющие на банковских счетах достаточно денег для покупки жилья, смогут войти только в четвертую очередь кредиторов. Юристы считают эти правила принципиально новыми. «До сих пор очередность зависела только от вида требования, а теперь суд должен будет учитывать еще и имущественное положение кредитора. Законодательство о банкротстве впервые в истории начинает использовать принципы социального обеспечения, что рыночному процессу банкротства несвойственно»,— говорит руководитель судебной и арбитражной практики коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Кира Корума.
Дмитрий Скрипичников рассказал, что кредиторы, согласно законопроекту, должны получить преимущественно квартиры. «Если же это в принципе невозможно, то требования переводятся в категорию денежных»,— объяснил он. А для того чтобы жилые дома можно было достроить, Минэкономразвития предлагает разрешить региональным властям в преимущественном порядке покупать недостроенные объекты по их оценочной стоимости. Недостроенные дома будут продаваться региональным властям без проведения торгов, но с обязательством их достроить и передать квартиры кредиторам третьей очереди. А если власти не захотят купить недостроенный дом, он будет продан с торгов, а вырученные деньги выплачены кредиторам.
В ряде регионов к такому выкупу и сейчас есть интерес, поэтому потребность в законодательном механизме есть, считает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. «Но широко применяться этот механизм не будет, поскольку не во всех субъектах РФ существует проблема массового банкротства застройщиков, не у всех регионов есть возможности для выкупа недостроя, кроме того, у региональных властей могут быть другие социальные приоритеты, особенно в условиях кризиса»,— полагает эксперт.
Законопроект может быть принят сразу во втором чтении: Миниэкономразвития подготовило его как проект поправок к другому правительственному законопроекту, принятому Госдумой в первом чтении 13 мая. Тот проект тоже направлен на защиту прав участников долевого строительства и предусматривает поправки в различные законы, но на этапе первого чтения закон о банкротстве не затрагивался.
Ольга ПЛЕШАНОВА