По данным Федеральной таможенной службы, на фоне ускоренного падения импорта в августе 2009 года позитивное сальдо внешней торговли товарами со странами дальнего зарубежья составило почти $10 млрд, что сохраняет текущий счет положительным. При этом ЦБ оценивает чистый отток капитала в июле-августе 2009 года на уровне порядка $25 млрд. Приток по текущему счету при оттоке по капитальному — результат снятия с 1 июля ограничений ЦБ на рост иностранных активов банков: угроз для курса рубля «виртуальный» отток не создает.
Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала оценку внешней торговли РФ в январе-июле 2009 года. По данным таможни, положительное сальдо внешней торговли товарами за указанный период по сравнению с январем-июлем 2009 года сократилось в два раза, составив $65,1 млрд. Внешнеторговый оборот за год сократился на 45,4%, тем не менее позитивное сальдо торговли товарами со странами дальнего зарубежья (более 90% всей внешней торговли товарами) продолжает устойчиво расти. Если в феврале 2009 года оно составляло порядка $5 млрд, то в июле увеличилось в два раза — до $10 млрд, обеспечивая приток валюты по текущему счету платежного баланса. Более того, в июле 2009 года, по данным ФТС, произошел перелом: товарный импорт стал сокращаться быстрее экспорта — на 47% против 45% по сравнению с июлем 2008 года. «В июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года индекс физического объема импорта снизился до 56,6%, тогда как индекс средних цен импортных товаров сократился незначительно и составил 94,1%»,— отмечают в ФТС, объясняя причину резкого снижения импорта существенным падением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса.
На первый взгляд состояние счета капитала выглядит не столь позитивно, как счета внешней торговли. Вчера «источник, близкий к ЦБ» сообщил «РИА Новости»: «В июне был приток в $8,4 млрд, а в июле — провал: отток в $16,1 млрд. В августе был также отток, но уже почти в два раза меньше». В конце августа «Ъ» публиковал оценку оттока в июле на уровне $10 млрд, что сопровождалось довольно резкими колебаниями курса рубля в первой половине июля (см. «Ъ» от 27 августа). Из цифр следует, что за июль-август 2009 года из РФ «утекло» порядка $25 млрд, что сопоставимо с оттоком за первое полугодие 2009 года ($27,6 млрд), на который пришлась зимняя девальвация рубля.
Причину такого феномена в ЦБ объясняют отдаленными последствиями событий первого полугодия. Основную часть оттока в июле-августе составлял перевод российскими банками валюты с корсчетов в ЦБ на счета иностранных банков, после того как с 1 июля были отменены рекомендательные ограничения на наращивание иностранных активов коммерческих банков — они введены в ноябре 2009 года с целью уменьшить давление на рубль и увеличить международные резервы ЦБ (валютные корсчета коммерческих банков с того времени формально остаются частью резервов ЦБ). «Рекомендации были компромиссом между ЦБ и банками — в обмен на беззалоговые кредиты. Их снятие позволяет ЦБ дать сигнал рынку: существенных угроз курсу нет, как и необходимости приукрашивать статистику резервов»,— говорит Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Алексей Моисеев добавляет: чем скорее банки выведут деньги с корсчетов в ЦБ, тем скорее статистика резервов станет прозрачной и будет соответствовать методологии МВФ. По словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, после отмены рекомендации остатки на валютных корсчетах в ЦБ сократились с $20 млрд до $7 млрд.
Опрошенные «Ъ» экономисты подчеркивают, что давления на курс прямой перевод валюты со счетов банков в ЦБ на счета в иностранные банки не оказывает. Впрочем, он негативно влияет на счет капитала. По предварительным данным платежного баланса, за первое полугодие чистый отток капитала составил $27,6 млрд, если верить оценкам, то в июле-августе 2009 года из РФ «утекло» еще порядка $25 млрд, то есть за январь-август 2009 года сумма оттока складывается в более чем $50 млрд, что заметно превышает официальные ожидания оттока в 2009 году в размере $30 млрд.
Не весь отток в июле-августе объясняется экономистами переводом валюты банков со счетов в ЦБ, это подтверждает и оценка остатков на валютных корсчетах Алексея Улюкаева, согласно которой отток средств с них составляет $13 млрд, а не $25 млрд. Аналитики пока не могут точно свести баланс между оттоком капитала, динамикой резервов и операциями ЦБ на открытом рынке в июле и августе, но признают, что приток валюты по текущему счету позволяет ЦБ безболезненно для курсовой политики и резервов компенсировать отток. Их мнения относительно дальнейшего состояния счета капитала, однако, разделились. Олег Солнцев ожидает отток в размере $50 млрд по итогам года. «Если в 2008 году валютные корсчета позволили ЦБ на $20 млрд приукрасить статистику бегства капитала, то в этом году они сыграют против»,— считает он. А Алексей Моисеев считает отток «временным явлением»: он ожидает, что по итогам 2009 года из РФ уйдет не более $20 млрд.
Алексей ШАПОВАЛОВ