Экономика России начнет расти докризисными темпами не ранее чем через пять лет, оценивает последствия кризиса председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. Но государству уже пора думать о возврате в частную собственность собранных за время кризиса активов.
Скупкой проблемных активов правительство и государство спасло ряд предприятий и даже отраслей, говорит Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИнСоР), неофициального аналитического центра президента России Дмитрия Медведева. Но от «ручного управления» экономикой надо перейти к «универсальным методам», «институтам оценки» и вернуть национализированные активы на рынок, считает эксперт. По мнению экономиста, посткризисная приватизация не должна касаться лишь «абсолютно стратегичных для государства» активов — оборонных и масштабных инфраструктурных проектов, которые «никакой частник в одиночку не построит».
Роль государства и до кризиса была чрезмерной, но только в области регуляции бизнеса, а не в сфере инвестиций и «не в области владения активами», считает эксперт. «Барьеры входа на рынок (для бизнеса. — Infox.ru) со стороны милиции, налоговиков, всех регулирующих, проверяющих и сертифицирующих органов — вот это было совершенно непереносимо», — сетует Игорь Юргенс.
Увеличение доли инвестиционных расходов государства до докризисного уровня будет возможно, когда Россия снова выйдет на ежегодный рост ВВП в 5−6%, а это случится не ранее 2014−2015 годов, убежден Игорь Юргенс. В ближайшие годы «существенного сокращения социальных расходов не будет», а для уменьшения бюджетного дефицита власть может прибегнуть к сокращению расходов на оборону и другие сферы, в которых «сейчас непосредственной угрозы нет», полагает глава ИнСоРа.
Причин для второй или третьей волны кризиса сейчас нет, спокоен Игорь Юргенс. По его мнению, об этом свидетельствуют «капитализация опорных банков, размер золотовалютных запасов, резервного фонда и фонда национального благосостояния». Единственным нестабильным фактором он называет возможность заимствований на мировых рынках. «Но и она, по-моему, имеет положительную тенденцию. В этом смысле глубокого кризиса доверия к национальной финансовой и банковской системе не должно произойти, если не будут допущены какие-то крупные ошибки субъективного характера», — констатирует руководитель ИнСоРа.
По словам Игоря Юргенса, первый кризисный год позволяет сделать следующие выводы: «Всемерное укрепление институтов регулирования, всемерное укрепление конкурентоспособной модели как в экономике, так и в политике (потому что только это позволяет вовремя начинать говорить о негативных явлениях, а не замалчивать их), конкуренция, антимонопольное законодательство, резкое возрастание профессионализма (в первую очередь в финансовой сфере) и диверсификация экономики — от топлива, энергетики, металлов и леса к экономике знаний — вот это очевидные уроки кризиса».
Евгений НОВИКОВ