Федеральная таможенная служба (ФТС) и Bank of New York Mellon (BNY) близки к урегулированию судебного спора по обвинению американского банка в вовлеченности в схему легализации теневого импорта в Россию в 1996—1999 годах. Как стало известно, в ходе подготовки мирового соглашения BNY предложил российской стороне предоставить кредитную линию на 4 млрд долларов на льготных условиях. Сейчас это предложение проходит экспертизу в Минфине. Если оно будет принято, ФТС отзовет из суда свой иск к BNY с требованием выплаты 22,5 млрд долларов.
О том, что BNY готов предоставить России крупный заем, рассказал источник, близкий к Минфину. «Это предложение было сделано американским банком в конце августа в рамках готовящегося мирового соглашения с ФТС»,— утверждает он. Речь, по его словам, идет об открытии кредитной линии на сумму 4 млрд долларов по ставке LIBOR+2,5% годовых сроком на несколько лет. «Предполагается, что средства будут предоставляться траншами по 400 млн долларов каждые 180 дней, а их получателями станут российские банки по выбору правительства РФ. Поскольку среди условий открытия кредитной линии нет специальных требований по обеспечению, BNY рассчитывает, что это будут надежные банки»,— говорит собеседник издания.
В Минфине в пятницу заявили, что поручение провести экспертизу предложения BNY за подписью премьер-министра Владимира Путина поступило «пару недель назад», отказавшись раскрыть детали этого предложения. Станислав Пугинский, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (занималось урегулированием спора), подтвердил, что банк действительно сделал правительству РФ предложение о выдаче крупного кредита. При этом он отметил, что это предложение «не связано с процессуальными документами по урегулированию спора с ФТС, а является политическим решением банка, который продолжает свою давнюю стратегию развития финансовых отношений с Россией». «Сторонами полностью проработан вопрос о порядке прекращения данного дела»,— добавил он, отказавшись обсуждать детали достигнутых договоренностей. Старший партнер юридической фирмы Clifford Chance Иван Марисин, представляющий BNY в российских судах, от комментариев отказался. Аналогичным образом поступили и в ФТС.
Иск ФТС был предъявлен в арбитражный суд Москвы в мае 2007 года. Основные претензии касаются перевода через BNY в 1996—1999 годах денег со счетов российских Фламинго-банка и Депозитарно-клирингового банка (оба уже ликвидированы) на счета трех компаний в США. В 2005 году банк признал, что некоторые его сотрудники в конце 90-х годов участвовали в реализации схем по уходу от налогов и легализации средств, использовавшихся российскими компаниями-импортерами, на сумму 7,5 млрд долларов. По американскому законодательству потерпевшая сторона может требовать возмещения ущерба в трехкратном размере. ФТС потребовала применить к BNY американский антикоррупционный закон RICO, и суд два года выяснял, может ли такое дело рассматриваться в России.
В феврале ФТС уведомила адвокатов BNY о том, что готова отказаться от судебного преследования, предложив заключить мировое соглашение. Источники, близкие к ФТС, утверждали, что в качестве отступного таможенная служба рассчитывает получить с американского банка 800 млн долларов. В связи с начавшимися переговорами судебные заседания несколько раз откладывались. 20 августа суд отложил слушания до 22 октября в связи с истечением срока полномочий арбитражного заседателя Андрея Лободы, участвующего в деле со стороны BNY. Источник, близкий к ФТС, считает, что стороны решат все спорные вопросы во внесудебном порядке и ФТС отзовет свой иск.
Управляющий партнер юридического бюро «Карабаев и партнеры» Сергей Карабаев называет вынесение предложения BNY о предоставлении России крупного кредита за рамки мирового соглашения «хорошим ходом». «Конечно, все понимают, что на самом деле оно связано с мировым соглашением, но юридически речь идет не о выплате компенсации, а предоставлении средств на возвратной основе, что значительно снижает репутационные риски для BNY»,— говорит эксперт. Он напоминает, что ФТС вряд ли всерьез рассчитывала на выплату американским банком заявленных в иске 22,5 млрд долларов, поскольку «требование о возмещении вреда в тройном размере противоречит принципам, заложенным в российском законодательстве».
«Это очень выгодное предложение в нынешних условиях, когда кредитные рынки парализованы,— считает аналитик «ВТБ-Капитала» Дмитрий Дмитриев.— Сейчас только крупнейшие госбанки теоретически могли бы занять дешевле». В свою очередь, аналитик «Уралсиба» Леонид Слипченко отмечает, что предложение BNY выгодно не только для заемщика, но и для банка-кредитора. «Учитывая, что LIBOR сейчас находится на практически нулевом уровне, это неплохое предложение для получателя кредитных ресурсов,— отмечает эксперт.— Для банка же, размещающего ресурсы на длительный срок, ситуация будет становиться все более выгодной по мере роста LIBOR». С начала этого года были только единичные случаи привлечения российскими банками кредитных ресурсов за рубежом. Так, 25 августа МДМ-банк подписал предварительное соглашение с IFC и группой западных банков о привлечении 175 млн долларов по ставке LIBOR+4% сроком на один год.
Елена КИСЕЛЕВА