Единственным результатом очередной 154-й встречи членов ОПЕК стали публичные претензии к России и другим независимым производителям нефти. В период низких цен ОПЕК призывала Россию снизить добычу. Теперь Россию обвинили в том, что она не вняла этим призывам. Минэнерго России ответило на выпад ОПЕК выражением недоумения, а нефтяные аналитики призвали не обращать внимания на заявления, в которых нет никакого экономического смысла. Однако перевод взаимоотношений Россия-ОПЕК на публичный уровень может свидетельствовать о том, что ОПЕК больше не верит в готовность России соблюдать кулуарные договоренности.
На прошлой неделе члены ОПЕК подвели итоги прошедшей 10 сентября в Вене очередной 154-й встречи членов Организации стран-экспортеров нефти. Решение о сохранении добычи на нынешнем уровне было предсказуемым — цена «корзины ОПЕК» в $69,23 за баррель еще недавно была пределом мечтаний для экспортеров. Однако без громких заявлений все же не обошлось. Генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри заявил, что «встревожен» нежеланием России сотрудничать с картелем. Его коллега, министр энергетики Катара Абдулла бин Хамад аль-Атийя, выразился более жестко. «Мы слышали очень много слов, однако нам хотелось бы получить поддержку на деле, а не на словах»,— заявил он, выражая недовольство тем, что Россия не присоединилась к решениям ОПЕК о сокращении добычи нефти.
Представитель ОПЕК напомнил, что в декабре, когда нефтяные цены опустились ниже $40 за баррель, вице-премьер Игорь Сечин заверил ОПЕК в готовности России ограничить добычу для поддержания цен. «Вместо этого,— возмущался господин аль-Атийя,— правительство России предоставило налоговые льготы для новых месторождений в Сибири!» В результате работающие там компании — «Роснефть», ЛУКОЙЛ и
В то время как ОПЕК сокращает добычу ради поддержания цен, российский экспорт нефти впервые после распада СССР обогнал экспорт Саудовской Аравии. По данным Минэнерго РФ, во втором квартале экспорт нефти и нефтепродуктов из России составил 7,4 млн баррелей в день, в то время как крупнейший экспортер ОПЕК Саудовская Аравия, по данным Международного энергетического агентства, поставляла на рынок лишь 7 млн баррелей в день. «Дополнительные поставки нефти на рынок подрывают усилия ОПЕК и приведут к новому снижению нефтяных цен в третьем квартале»,— отмечает катарский министр нефти. Не ограничившись критикой ценовой политики России, господин аль-Атийя прямо обвинил премьера Владимира Путина в намерении использовать решения ОПЕК о сокращении добычи для захвата доли картеля на мировом нефтяном рынке.
«У нас никогда не было обязательств перед ОПЕК. В этом плане высказывать, что мы себя ведем не по правилам, в принципе неправильно»,— заявил в пятницу глава Минэнерго РФ Сергей Шматко, комментируя демарш ОПЕК. «Хорошо давать комментарии, когда представителя нет»,— заявил министр, отметив, что ОПЕК даже не пригласила представителя России на встречу. Что же касается критики со стороны картеля, то, по словам господина Шматко, Россия прислушается к ней, когда будет обсуждаться кандидатура президента «газовой ОПЕК» — Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в который войдут и многие члены ОПЕК.
Аналитики призывают не придавать значения подобным заявлениям ОПЕК, тем более что на фоне растущих нефтяных цен они могут носить лишь конъюнктурный характер. «Это не официальное заявление организации, а мнение одного из членов ОПЕК. Я не думаю, что Венесуэла, например, поддержит эту позицию»,— полагает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог», отмечая, что критические замечания ОПЕК в адрес России давно присутствуют, просто не высказывались публично. «Интересы России и ОПЕК не совпадают, но независимая политика России в нефтяной сфере многих устраивает, так как Запад рассматривает российскую нефть как альтернативу поставкам из такого неспокойного региона, как Ближний Восток»,— полагает аналитик.
«Обвинения со стороны ОПЕК беспочвенны, так как на этот раз им даже ничего не обещали»,— полагает Михаил Крутихин из RusEnergy, полагая, что члены ОПЕК не забыли 2002 год, когда Россия обещала ОПЕК сократить добычу на 150 тыс. баррелей в сутки, потом эта цифра уменьшилась до 50 тыс., а в результате добыча в России выросла на 150 тыс. баррелей. Обвинения в захвате рынков ОПЕК также ни на чем не основаны, так как рынок российской нефти очень ограничен — потребителями российской нефти являются несколько нефтеперерабатывающих заводов в Европе, специально настроенных на конкретный сорт нефти. «Никакого экономического смысла в этих заявлениях нет, это лишь попытка ОПЕК свалить на кого-то вину»,— полагает аналитик.
Александр ГУДКОВ