Стали известны дополнительные условия, которые концерн General Motors (GM) выдвинул при продаже Opel консорциуму Magna и Сбербанка. GM хочет получить преимущественное право на выкуп акций Opel, а также определять его сбытовую политику и курировать новые разработки. С учетом ограничений на использование технологий Opel при принятии дополнительных условий сделка теряет смысл для развития российского автопрома, что декларировалось в качестве ее основной цели.
В пятницу Handelsblatt сообщила со ссылкой на вице-президента GM Джона Смита, что концерн намерен выдвинуть покупателям Opel — канадской Magna и российскому Сбербанку — «новые условия». Сделать это еще не поздно: совет директоров GM пока лишь рекомендовал Magna и Сбербанк в качестве покупателей 55% акций Opel, но сделка должна быть завершена лишь к 30 ноября. В числе новых условий право приоритетного выкупа акций Opel у Magna или Сбербанка, если они захотят продать их. Также GM, у которого остается 35% акций Opel, хочет получить не менее половины в составе его правления из восьми человек. Кандидатуру главы Opel будет предложено выдвинуть Magna и Сбербанку, но GM намерен контролировать разработку новых моделей и маркетинг с продажами.
Таким образом, условия покупки Opel еще более жесткие и сложные для Magna и Сбербанка, чем предполагалось. Как уже сообщал «Коммерсант», партнеры не смогли договориться с GM о праве полного использования интеллектуальной собственности Opel и будут платить GM лицензионные отчисления за право продажи машин (3—5% с оборота). Возможность возвращения GM к контролю над Opel, как и вопрос использования его технологий, были ключевыми в сделке — концерн выдвигал эти условия изначально. Magna потребовала их отмены, но с одним условием (по технологиям) уже согласилась. Теперь речь зашла о втором. В Magna и Сбербанке в пятницу это не комментировали.
Вопрос новых разработок, а также продаж и маркетинга Opel не менее важен. Magna шла в сделку, в частности, потому, что рассчитывала создать на платформах Opel новые модели для России и обладать правом их сбыта. Сборкой должна была заняться группа ГАЗ и, возможно, завод GM в Петербурге. Теперь речь идет о контроле над этой работой со стороны GM, и «вообще непонятно, насколько сделка может состояться в таком варианте», говорит Кирилл Таченников из ИК «Открытие». Во всяком случае, сложно представить, что Magna согласится на выдвигаемые требования, добавляет аналитик.
Требование преимущественного права, на котором настаивает GM, на первый взгляд вполне обыденно — подобные требования нередко прописывают в соглашениях при крупных сделках, поясняет Михаил Пак из ИК «Атон». Однако, давая добро государственному Сбербанку на сделку, российские власти имели в виду другое. Премьер Владимир Путин говорил, что покупка Opel — часть стратегии развития российской автоиндустрии. В пятницу премьер вновь заявил, что «это первый серьезный шаг к реальной интеграции» с европейской экономикой. «Но по условиям GM получается, что Magna и Сбербанк окажутся в роли неких временных хозяев Opel, под сделку с которыми GM получит госгарантии для Opel от властей Германии, а спустя некоторое время вернет себе актив»,— поясняет аналитик. Он добавляет, что не видит в такой ситуации «выгоды для российского автопрома».
Дмитрий БЕЛИКОВ