Все желающие банки смогут в перспективе участвовать в программе государственного субсидирования ставок по автокредитам. По крайней мере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно продвигает эту идею в правительство и не сомневается, что она будет поддержана.
Об этом сообщил на пресс-конференции заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
«Допускать в программу государственного субсидирования процентных ставок по автокредитам надо не только банки с государственным участием. Ограничений по допуску быть не должно», — сказал он. Это будет стимулировать конкуренцию и отразится на величине процентных ставок по кредитам для населения.
Механизм предполагается простой: все желающие банки смогут подать заявку на участие в программе в минпромторг, и ведомство должно их аккредитовать. Потерять аккредитацию можно будет только в случае неправильного оформления отчетности, что, по мнению чиновника, свойственно и банкам с госучастием. «Минпромторг согласился с разумностью такого механизма», — заверил Андрей Кашеваров. Сейчас проект обсуждается с минэкономразвития и минфином. «Даже если и возникнут разногласия, мы все равно будем вносить идею в правительство и не будем задерживаться с ее продвижением», — добавил он.
А вот с решением вопроса о корректировке отношений между банками и страховщиками ФАС решила повременить. Речь идет о борьбе ведомства с навязыванием банками услуг по страхованию при выдаче кредитов. Как пояснил Андрей Кашеваров, ФАС удовлетворена решением банков ввести альтернативный продукт, то есть предложить клиентам либо получить кредит с обязательным страхованием жизни, либо кредит по повышенной ставке. Тем не менее, отметил он, согласно статистике, при обязательном страховании наступление страховых случаев зафиксировано лишь в 0,34—0,63 процента случаев. При этом полная ставка, которую уплачивает клиент за кредит, а также за страхование, увеличивается на 0,34—5 процентов, а альтернативный продукт добавляет к стоимости кредита 3—15 процентов, сообщил Кашеваров. Таким образом, это «мертвый» альтернативный продукт, но положительный момент есть: у клиентов появился выбор — страховать жизнь либо платить повышенную ставку.
В целом же ФАС дает год банкам и страховщикам на то, чтобы разработать и внедрить альтернативные формы сотрудничества.
При этом он отметил, что россияне стали за последний год более грамотными и внимательными при оформлении кредитов, поток недовольных людей, обнаруживших после получения потребительского кредита скрытые процентные ставки, практически иссяк. Хотя, отметил он, нельзя исключить «человеческий фактор», который всегда будет приводить к тому, что отдельные граждане будут обнаруживать неприятные «сюрпризы» уже после того, как договор с банком подписан. Он привел пример, когда одинокую мать пятерых детей ввели в заблуждение при оформлении кредита. Когда это вскрылось и она поняла, что не сможет расплатиться, обратилась в ФАС, и банк в итоге «простил» ей кредит. «Виноват оказался сотрудник банка, который не проверил документы и выдал женщине кредит, несмотря на ее неплатежеспособность», — сказал антимонопольщик.
Впрочем, есть и ушлые люди, которые, например, вовсю пользуются кредитными картами, а потом делают вид, что не знали условий. Как бы там ни было, повышение финансовой грамотности населения остается важной задачей, и банковские ассоциации должны разрабатывать и внедрять соответствующие программы, считает Кашеваров. И подчеркивает: это в первую очередь в интересах самих же финансистов, ибо приведет к снижению рисков невозврата кредитов.
Марина ГРИЦЮК