Только пять процентов участников V Пермского экономического форума считают, что государственная поддержка экономики должна быть направлена на финансирование конкретных предприятий. Таков результат электронного голосования, которое проводилось по наиболее «горячим» темам. На форуме обсудили широкий спектр вопросов — от системных реформ отраслей до простых проектов, которые можно осуществить за 72 часа. Сквозной темой дискуссий, понятно, было преодоление тех проблем, которые создал для нашей экономики мировой кризис.
В разговоре участвовали российские экономисты, ученые мирового уровня, правозащитники, отечественные и иностранные специалисты по урбанистике, представители федеральных и региональных органов власти, политики. К 2008 году Россия выбралась из трансформационного кризиса и вышла на объемные показатели 1990 года, напомнил научный руководитель Государственного университета-Высшая школа экономики, а потом «провалилась» на 10,5%. «Сейчас перед страной стоит задача начать движение со дна, — продолжил Ясин. — Для поддержания хотя бы минимальных темпов экономического роста нужно сделать ставку на рост производительности труда, который должен опережать рост ВВП». И привел в пример США, где этот показатель в четыре раза выше, чем в России. Правда, от Европы наша страна отстает не так сильно, но все равно приблизиться даже к европейским стандартам будет не просто. Для этого, считает Ясин, производственная и трудовая культура должны серьезно измениться: люди, то есть рабочая сила, должны быть квалифицированными.
«Государству придется решать проблемы, которые стали очевидны во время кризиса. Главная из них — неэффективная структура российской экономики», — обозначил свою позицию Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Для выхода из кризиса, по мнению эксперта, необходима коренная реформа бюджетной системы, которая будет заключаться в смене принципов управления бюджетным долгом, изменении структуры бюджетных учреждений, самого бюджетного процесса. Необходимо запустить нормальный процесс приватизации. Причем она должна проводиться в интересах среднего капитала, а не олигархов и малого бизнеса. Внимание к среднему бизнесу — источник нашего стабильного экономического и политического развития, резюмировал Мау.
Александр Аузан, член Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, упор сделал на проблемы развития регионов. «В стране доминируют субъекты, которых все устраивает, а те немногие регионы, в которых есть спрос на перемены, очень рассредоточены, — заявил он. — Среди путей выхода из кризиса — создание спроса на перемены, принципы кооперации и конкуренции».
Тема второго дня форума была обозначена как «Будущее больших городов: выбор альтернатив». В России в городах живет более 72% россиян. И концентрация населения в крупных мегаполисах будет только увеличиваться. Есть опасность, что они станут слишком дорогими для их обитателей, а развитие инфраструктуры просто не успеет за ростом населения. И эти риски, считают, эксперты, нужно уже сегодня предусмотреть при разработке стратегических программ.
Пермский форум состоялся в канун годовщины мирового экономического кризиса. Многие эксперты за точку отсчета взяли банкротство крупнейшего американского банка Lehman Brothers, которое произошло 15 сентября 2008 года.
Корреспондент «Российской газеты» задал участникам форума два вопроса: «Чему нас научил кризисный год? И что еще предстоит понять?»
Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета — Высшая школа экономики:
— Мы наконец-то поняли, что в росте экономики нельзя больше опираться на традиционные факторы, такие как экстенсивное развитие. Наука, образование, здравоохранение, доступное жилье — эти направления должны поднять российскую экономику. Причем эти сектора должны рассматриваться как сфера предпринимательства.
Что касается второго вопроса, то нужно развивать бизнес, а не пытаться использовать в качестве панацеи денежные вливания в экономику. Понимать, что инфляция «питается» угнетенным частной инициативы. На мой взгляд, сейчас важнейшая экономическая задача — снижение инфляции и создание условий для развития бизнеса.
Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации:
— Мы теперь понимаем, что недостаточно только обеспечить восстановление темпов роста производства. Необходимо сформулировать новую модель регулирования экономики, а также разрешить противоречия менеджмента и собственника. В связи с этим нужно решать проблемы перспектив крупных хозяйственных форм, искать резервную валюту, пересмотреть роль универсальной валюты, обеспечить геополитический баланс мира.
Сейчас наблюдается интеллектуальный кризис. Нужно ответить на вопросы, в какой фазе экономического развития мы сейчас находимся, какие институты приоритетны. Решений этих вопросов пока нет.
Михаил Хазин, экономист:
— Сейчас наблюдается массовое падение доходов граждан. Это означает, что кризис может привести к исчезновению среднего класса.
Но пока мы открыто не объясним, в чем же реальная причина нашего кризиса, разработать программу выхода из нее невозможно.
Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
— Кризис научил нас думать о том, что нужно жить по средствам — каждому человеку, бизнесу, предприятию, государству. Но пока мы не научились действовать. Все еще верим, что точно так же и впредь будем расходовать деньги, раздавать многочисленные социальные обязательства, и это все у нас получится.
Александр Бабаков, заместитель председателя Госдумы:
— Сегодня мы расплачиваемся за либеральные ошибки начала 1990-х годов. Эти заблуждения хорошо известны: «чем меньше государства — тем лучше», «рынок всё сам расставит на свои места», «частный собственник всегда эффективнее государственного» и прочее.
Многие забыли, что кроме англо-саксонской экономической модели существует ещё и европейская с существенным элементом социальных обязательств и государственной ответственности — в Германии, Франции, Швеции, Австрии. Последствия глобального кризиса в этих странах не так остры, как у других.
Светлана ЗАМОРЯХИНА