В начале 2010 года будет сделан крупнейший шаг по укрупнению банковской системы и сокращению числа участников банковского рынка. Более 30 банков, возможно, не смогут увеличить свой капитал до 90 млн рублей, и 1 января 2010 года у них будет отозвана лицензия. Еще несколько десятков банков смогут найти деньги самостоятельно или с помощью стороннего инвестора.
Искусственный отбор
С целью повышения финансовой устойчивости кредитных организаций в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» были изменены требования к размеру собственных средств: если размер капитала банка на 1 января 2007 года составлял менее 90 млн рублей, банк обязан увеличить его до указанного размера к 1 января 2010 года, а к 1 января 2012 года — до 180 млн рублей.
Стоит отметить, что этот закон принимался в спешном порядке в условиях финансового кризиса. 16 сентября произошел обвал на российских фондовых рынках, ознаменовавший начало экономического кризиса в стране, а 17 сентября на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». 28 февраля 2009 года документ подписал президент.
Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов пояснил «БО» срочность принятия данного закона: «Рациональные меры целесообразно реализовывать в любой период, в том числе и в кризис. Подчеркну, что банки должны развиваться, имея достаточный размер капитала. Если установить в машину двигатель в десять лошадиных сил, то она не сдвинется с места. Это транспортное средство вернее будет назвать мопедом. По такому же принципу работает и банковская система».
С момента внесения документа на рассмотрение и по сей день идут жесткие баталии о целесообразности увеличения минимального размера капитала и, как следствие, закрытия мелких банков. Удивительно, но некоторые банкиры до сих пор не верят в реальность вступления этого закона в силу. Так, в банке «Шумерлинский» на вопрос, что они планируют предпринять для увеличения капитала, который составляет чуть более 6 млн рублей, ответили, что пока не знают и надеются на отмену закона или продление прописанных в нем сроков.
Регулятор, в свою очередь, считает, что этот закон существенно не повлияет на российскую банковскую систему, так как количество кредитных организаций с размером капитала менее 90 млн рублей от общего количества (1080 банков) составляет около 15%, а в общем объеме банковских активов их доля 0,1%.
По замечанию Михаила Сухова, у трети мелких банков до установленного минимального размера капитала не хватает всего 10—15 млн рублей. У двух третей кредитных организаций нехватка капитала до нового минимального значения действительно велика. Некоторые из этих банков настолько малы и незначительны, что об их существовании практически никому не известно. «Попробуйте их найти, если сможете», — предложил «БО» Михаил Сухов.
Все говорят, но никто не видел
«БО» решил попробовать найти эти банки и непосредственно у них выяснить, как они работают и что планируют предпринять в связи с увеличением минимального размера капитала. Эта задача оказалась действительно достаточно сложной.
Как выяснилось, точное число малых банков никому кроме Центрального банка не известно. Например, в пояснительной записке к проекту вышеупомянутого закона сказано, что на 1 июля 2008 года количество действующих банков составляло 1080, из них только 175 банков (16,2% от общего количества) имели капитал менее 90 млн рублей.
Михаил Сухов назвал «БО» другие цифры: «На начало 2009 года банков с размером капитала менее 90 млн рублей было 149. По данным на 1 мая, их количество сократилось до 139. За несколько месяцев некоторые кредитные организации успели нарастить свой капитал, другие объединились, у третьих отозвали лицензию».
Действительно, те банки, у которых недостаток капитала был незначительным, уже успели его восполнить, а потому их общее количество изменилось. Например, в первом полугодии размер капитала Архангельского железнодорожного коммерческого банка составлял около 70 млн рублей, а в июле за счет переоценки ценных бумаг, получения прибыли на фондовых рынках, ведения кредитных операций капитал вырос до 100 млн рублей. Дагестанский банк «Алжан» увеличил капитал до 95 млн рублей за счет дополнительных вкладов отдельных участников. Агропромышленный банк «Екатерининский» нарастил капитал также до 95 млн рублей путем допэмиссии и привлечения субординированного кредита.
«БО» нашел 120 банков (руководствуясь данными на 1 июля 2009 года), размер капитала которых составлял менее 90 млн рублей, и попытался выйти с ними на связь. Однако пообщаться удалось только с половиной этих кредитных организаций.
Приблизительно в третьей части банков из первоначального списка на телефонные звонки вообще никто не отвечал. Трудности при установлении контакта с организацией, конечно, наталкивают на печальные размышления о регулярности ее работы. Хотя, безусловно, стоит делать скидку на сезон отпусков, разницу часовых поясов и иные технические сложности с поиском достоверных адресов. Но в любом случае у подавляющего большинства банков из этой группы нет собственного сайта, что, с одной стороны, затрудняет установление контакта, а с другой — тоже свидетельствует о несколько необычном для банка характере работы.
Так или иначе, можно предположить, что какая-то часть банков, с которыми контакт установить не удалось, уже не строит серьезных планов.
Еще более десятка банков, с которыми контакт установить удалось, отказались предоставлять сведения о размере собственных средств и вообще
Сделав поправку на закрытость банков и технические сложности с установлением контакта, можно предположить, что не менее половины банков из 60 недоступных и «молчунов» могут расстаться с лицензией.
Апокалипсис отменяется?
Оказавшиеся доступными и «разговорчивыми» 60 мелких банков «БО» разделил в зависимости от размера капитала на пять категорий: до 10 млн рублей, от 10 до 30 млн рублей, от 30 до 50 млн рублей, от 50 до 70 млн рублей и от 70 до 90 млн рублей.
В результате выяснилось, что у «крупных» и «средних» мелких банков (с размером капитала от 70 до 90 млн рублей, от 50 до 70 млн рублей, а также от 30 до 50 млн рублей) ситуация приблизительно одинаковая — 75% из них уверенно заявили, что действующие акционеры внесут необходимые средства. Получается, что найти несколько десятков миллионов для акционеров банков не составляет особого труда. Вероятно, это можно объяснить тем, что часто собственниками региональных банков являются местные предприятия, которым достаточно удобно иметь для обслуживания «карманную» кредитную организацию.
Представители двух наилегчайших категорий банков, которым для соответствия новым нормативам не хватает более 60 млн рублей, настроены тоже оптимистично, но уже менее уверенно. В трети случаев они ответили, что банк планирует увеличить капитал или на данный момент рассматривает различные варианты. При этом опять стоит вспомнить, что до времени «икс» осталось всего лишь четыре месяца, а в некоторых кредитных организациях до сих пор не принято никакого принципиального решения, каким образом будет увеличен капитал. Время работает против этих банков, ведь, к примеру, подготовка и регистрация допэмисии достаточно длительный процесс.
При этом генеральный директор «Интерфакс ЦЭА» Михаил Матовников заметил, что, судя по отчетности за второй квартал 2009 года, практически никто из претендентов на вылет из банковской системы не нарастил капитал.
Примечательно также, что из 60 банков пока только три заявили о возможном их преобразовании в НКО и/или кредитный кооператив. Видимо, вариант осмысленной реорганизации и выхода из банковской лиги мелкие банки придерживают на самый последний день или вообще не рассматривают.
Царящий среди ответивших мелких банков оптимизм достаточно удивителен. Ведь даже, по прогнозам регулятора, несколько десятков банков не смогут выполнить требования по минимальному размеру собственных средств и лишатся лицензии. Возможно, руководство кредитных организаций до последнего не теряет надежды и ищет инвестора, а возможно, просто не хочет признаваться в неизбежности перепрофилирования или закрытия. Но даже если опираться на имеющиеся сведения, становится ясно, что около 15 банков, планирующих преобразоваться в НКО или «обдумывающих варианты» (то есть не имеющих решения), не смогут нарастить капитал. Прибавим тех, которым нам не удалось дозвониться или получить информацию, и получим около 30—50 банков, находящихся у черты вылета из банковской системы.
На юге может закрыться треть банков
Ситуацию усугубляет то, что малые банки неравномерно распределены по территории страны, и основное их количество сконцентрировано в Южном федеральном округе: из 120 мелких банков там расположены 48, то есть 40% от общего количества. При этом, по данным Центрального банка, в Южном федеральном округе зарегистрировано всего 114 местных кредитных организаций. А значит, на этой территории под угрозой закрытия оказалось, опять же, более 40% банков.
При этом стоит отметить, что местные банки там пользуются достаточно большой популярностью. Маленький размер капитала в них частично объясняется тем, что в регионе мало крупных предприятий, а потому и денежные обороты в местных банках достаточно скромные. Основные клиенты — индивидуальные предприниматели, которые, как правило, заняты в сельском хозяйстве. Им требуются денежные средства в достаточно ограниченных объемах и в определенное время года, порой под честное слово, которое может быть вернее залогов и поручительств по кредиту.
Чтобы успешно работать на этом рынке, нужно не только знать национальные традиции, но еще и обстановку на месте. Так, один из владикавказских банков рассказал, что в своем регионе он первый начал осуществлять кредитование в торговых центрах, заключив с пятью крупнейшими местными магазинами по продаже бытовой техники и мебели соответствующие соглашения. Заявки на кредит рассматривал специальный комитет, и решение принималось в течение нескольких дней. Было большое количество отказов, так как учитывались такие факторы, как, например, район проживания заемщика (есть традиционно неблагоприятные районы), место работы и пр. Однако вскоре в регион пришел федеральный банк и начал оформлять ссуды за несколько часов. В результате сейчас, по словам местных банкиров, у этого банка множество судебных исков и большой процент невозвратов. Не факт, что после такого опыта этот филиал крупного банка не будет закрыт
Таким образом, банковская система Южного округа может существенно «ужаться», что отразится в первую очередь на малом бизнесе. Его представителям придется либо подстраиваться под единые стандарты обслуживания, либо обходиться собственными средствами.
Каждому жителю по миллиону
Не вызывает сомнений, что капитал в 90 и более миллионов откроет перед кредитными организациями новые горизонты. Например, банк Краснодарского края «Исток» планирует до конца года увеличить капитал до 120 млн рублей. Его руководство полагает, что благодаря такому крупному вливанию банк сможет существенно нарастить объемы кредитования и расширить клиентскую базу. В банке КБЦ (Тверь) пояснили, что сейчас кредитная организация вынуждена работать с предприятиями на корпоративных началах, то есть кредитуя одного заемщика «вскладчину» с другими банками. Теперь компания-заемщик сможет сократить количество обслуживающих ее банков, что повысит прозрачность операций и благотворно скажется на работе партнеров.
Однако не во всех регионах существуют экономические предпосылки для роста банков. Так, банк «Гефест» (Тверская область, г. Кимры) нашел крупную корпорацию, готовую инвестировать в капитал необходимые средства. Однако жизнь в кредитной организации от этого легче не стала: если раньше они думали, где взять деньги, то теперь — где они их будут размещать.
Еще один банк, расположенный в Чувашии, пока инвестора не нашел, но руководство банка высказывает аналогичные опасения: «Представьте, в нашем городе проживает 40 тыс. жителей. Имея капитал в 90 млн рублей, мы можем каждому выдать по миллиону. Мы не представляем, куда можно вложить эти средства, чтобы они приносили прибыль. Ведь инвестору нужно платить дивиденды».
Свято место бывает и пусто
Конечно, банк с размером капитала в 5, 10 или даже 20 млн рублей не может не вызвать удивления. Как, располагая такими собственными средствами, банк может выдавать кредиты и покрывать риски при приеме вкладов от населения? Однако такое возможно и даже, более того, иногда эффективно.
В таком мини-банке работает, как правило, не более 20 сотрудников, которые часто совмещают должности, например, начальника кредитного отдела и операциониста и при этом получают, по столичным меркам, копеечную зарплату. У такой кредитной организации возникают незначительные операционные расходы.
Кроме того, местный банк имеет достаточно маленький документооборот, а потому может практически «вручную» рассмотреть заявку и оформить кредит. У крупного банка этот процесс, как правило, автоматизирован, так как существуют единые стандарты по внешнему оформлению офисов и их техническому обеспечению. В результате операционные расходы могут оказаться несовместимы с «жизнью» такого филиала в небольшом населенном пункте, где не так много простора для бизнеса. При этом стоит учесть, что если год назад банки были нацелены на региональную экспансию, то сейчас практически во всех из них идет процесс оптимизации и, как следствие, нерентабельные отделения закрываются. Поэтому не факт, что если исчезнет мелкий банк, его место в глубинке займет федеральный.
Кроме того, во многих федеральных банках существуют ограничения по минимальной сумме вклада или размеру кредита. В регионах, особенно депрессивных, потребности у населения достаточно скромные. При заработной плате, например, пять тысяч рублей, вряд ли кто-нибудь рискнет взять в кредит миллион рублей или сможет сделать вклад в 50 тыс. рублей. Будут ли в таком случае банковские услуги доступны местному населению со скромными финансовыми возможностями?
Такие же проблемы могут возникнуть у индивидуальных предпринимателей. В Информбизнесбанке (Махачкала) рассказали: «У нас много клиентов, которых крупный банк просто не примет на обслуживание. А мы примем, потому что мы их знаем. Это удар по малому бизнесу…»
Банк с капиталом четыре миллиона ищет инвестора
Самым оптимистичным вариантом развития событий для банка является увеличение уставного капитала до нужного размера в результате проведения допэмиссии. К сожалению, не все собственники смогут найти необходимые средства, чтобы приобрести новые акции своего банка или сделать взносы в уставный капитал.
Второй, менее желательный для собственника и не менее сложный вариант — привлечение новых акционеров. Но банки находят и такие решения. Например, в Арт-Банке (Владикавказ) рассказали, что в капитал кредитной организации войдут новые акционеры и размер ее капитала будет увеличен до 200 млн рублей. В банке «Ашкадар» (Республика Башкортостан) и Юнион-Банке (Махачкала) также появились новые инвесторы, и до конца года будут предприняты соответствующие меры. О параметрах этих сделок ничего не сообщается. В том числе и о том, останется ли контрольный пакет у прежних акционеров.
Известен случай, когда банк полностью сменил собственников. Агрокредбанк рассказал о том, что недавно была заключена сделка по покупке 75% его акций Сбербанком Норвегии и еще 25% акций — Таврическим банком. При этом малый банк сменит не только владельцев, но и название. В скором времени Агрокредбанк будет переименован в Северо-Западный Альянс Банк.
Но продаться удачно сегодня мало шансов. Более того, чем ближе к новому году, тем больше скидки. В такой ситуации нельзя исключить вероятность того, что банк смогут приобрести недобросовестные инвесторы для совершения финансовых махинаций в последние мгновения существования кредитной организации. Через приобретенный на распродаже малый банк может быть «отмыта» крупная сумма денег. Конечно, уполномоченные органы потом выявят данное нарушение, и Центральный банк отзовет лицензию. Но на тот момент миссия малого банка будет уже выполнена.
Реальные попытки неких лиц использовать малые банки таким образом, видимо, имеют место. Например, в банке «Шумерлинский» рассказали, что к ним уже несколько раз обращались с предложением купить банк. Но потенциальным инвесторам было отказано, так как в прошлом они уже владели банками, у которых были отозваны лицензии.
И третий вариант, наименее распространенный — это слияние банков. Председатель подкомитета по законодательству о банках и банковской деятельности Государственной Думы Павел Медведев рассказал: «Я говорил с несколькими банкирами и пытался внушить им мысль, что если они не урежут свои амбиции и не объединятся, то погибнут. Если
НКО + кредитный кооператив — получится банк
Центральный банк неоднократно заявлял, что те кредитные организации, которые не увеличат капитал до 90 млн рублей, смогут преобразоваться в некоммерческие кредитные организации. Многие банкиры соглашаются, что, если не удастся найти необходимые средства, они продолжат свою работу в формате «НКО плюс кредитный кооператив».
По закону «О банках и банковской деятельности» есть две разновидности НКО — небанковская депозитно-кредитная организация, которая может привлекать только срочные средства от юридических лиц и выдавать кредиты, и небанковская кредитно-расчетная организация, которая может только обеспечивать расчеты между кредитными организациями.
По мнению президента Российского микрофинансового центра Михаила Мамута, НКО может быть интересна банкам, которые либо занимаются рассчетно-кассовым обслуживанием какого-то холдинга, либо имеют ограниченный круг клиентов.
Главный недостаток такой формы организации — невозможность привлечения депозитов от физических лиц. Для большинства региональных банков вклады населения являются основным источником пополнения ликвидности. Кооперативы же как раз могут работать со сбережениями населения. Однако при его создании бывшие банкиры столкнутся с другими сложностями. Во-первых, в кредитном кооперативе не может быть одного члена, который контролирует 60% капитала. Во-вторых, один участник кооператива обладает одним голосом независимо от объема его взноса в этот кооператив. В-третьих, кооператив может выполнять только две функции — привлекать сбережения населения и размещать эти средства в займы.
В тандеме НКО и кредитный кооператив смогут выполнять значительную часть функций банка. Михаил Мамута заметил: «Возможность связки кредитного кооператива и НКО вполне вероятна и сейчас обсуждается. Безусловно, они будут работать как две независимые юридические структуры, но координация управления может осуществляться через высшие органы или единое руководство, так как некоторые зампреды могут совмещать должности».
Вероятно, правительство поддерживает такой сценарий развития событий. Закон о «О кредитной кооперации» обсуждался в Думе на протяжении семи лет. А в 2009 году на его доработку ушло всего лишь несколько месяцев. Таким образом, это поле деятельности стало также четко регламентированно и понятно для его участников.
Вероника СОШИНА