Экономика страны вышла из острой, «шоковой» фазы кризиса, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тут же добавив: «Сам кризис не закончен, но Россия входит в полосу восстановления». Ожидаемый правительством рост экономики в III и IV кварталах будет началом выхода из рецессии, поддержал коллегу и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Сам он первым еще полгода назад предсказывал вторую волну кризиса осенью, но вчера уверенно заявил, что этот сценарий маловероятен. Подпортить картину может только мировая экономика: если в США и Европе будут новые проблемы, это приведет к осложнению ситуации в России, сжатию спроса и проблемам с рефинансированием долгов российских предприятий, объяснил Кудрин.
Главное «основание» для радужных настроений российских чиновников — рост российской экономики третий месяц подряд (со снятой сезонностью и с учетом календарного фактора). По оценкам Минэкономразвития, в июне ВВП увеличился по сравнению с маем на 0,4%, в июле по сравнению с июнем — на 0,5%. В августе рост составил уже 1,5%, сообщил вчера Кудрин. Оживилась даже промышленность, считает Шувалов. По некоторым секторам, например автопрому, пока поступает негативная статистика, но с учетом антикризисных мер до конца года есть шанс поправить и эту ситуацию, уверен первый вице-премьер. Оживление в промышленности заместитель гендиректора Центра развития при
Оптимизм своих заместителей разделил и премьер-министр Владимир Путин: «Он [оптимизм] необходим, и у нас есть для этого определенные основания <…>» (цитата по www.government.ru). Но правительство должно быть готово к разным вариантам развития событий на мировых рынках, согласился он с Кудриным.
Пока оснований для тревоги нет. Мировая экономика восстанавливается, а экономика США прошла критическую точку, считает инвестор-миллиардер, гендиректор Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт. «Мы еще не стали подниматься, но перестали падать, — заявил он в интервью CNBC. — [За последние три месяца] ситуация не ухудшилась, но и не слишком улучшилась <…> Но мы проходим рецессию, и я не вижу ничего, что заставило бы меня тревожиться, что ситуация будет хуже, чем я думал три месяца назад». Данные от компаний, инвестором которых является Berkshire Hathaway, и стабилизация на рынке жилой недвижимости свидетельствуют об улучшении ситуации в экономике, отметил Баффетт. Если не случится какого-нибудь ужасного события вроде терактов 11 сентября 2001 г., шансы значительного ухудшения ситуации крайне низки, полагает он: «[Банки] избавились от некоторых токсичных активов, привлекли капитал. Положение дел несравненно лучше, чем год назад».
Рецессия, весьма вероятно, завершилась, заявил во вторник председатель Федеральной резервной системы США (ФРС) Бен Бернанке. Хотя и признал, что экономика какое-то время будет очень слабой, а безработица — высокой. Бернанке ожидает умеренного восстановления экономики в 2010 г. Оптимизм экономистов основан, в частности, на оживлении в потребительском секторе (после падения на 0,2% в июле розничные продажи выросли в августе на максимальные более чем за три года 2,7%, сообщило во вторник министерство торговли США) и промышленности (производство в августе выросло на 0,8% по отношению к июлю, когда рост составил 1%, сообщила вчера ФРС).
Но лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц предупреждает, что проблемы в банковской сфере сейчас еще тяжелее, чем до начала кризиса в 2007 г., так как банки стали крупнее и отягощены еще большим объемом плохих кредитов. Экономика еще долго будет оставаться слабой, темпы ее роста не смогут компенсировать рост численности населения, а «если работники не будут получать доход, сложно понять, как США создадут спрос, необходимый мировой экономике», заявил он в интервью Bloomberg.
Алена ЧЕЧЕЛЬ, Михаил ОВЕРЧЕНКО