Банк России, а следом за ним и Росстат пересмотрели данные по внешней торговле в июле 2009 года, увеличив оценку положительного торгового сальдо с $10,2 млрд до $12,2 млрд. Это должно увеличить и июльскую оценку ВВП. В свою очередь, глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что в августе по сравнению с июлем очищенный от сезонности рост ВВП составил 1,5%, несмотря на скромные итоги работы промышленности.
В опубликованном вчера сообщении Росстата со ссылкой на уточненные данные ЦБ отмечается, что оценка июльского импорта была пересмотрена статистическим ведомством с $13,9 млрд до $16,1 млрд, а объемы экспорта — с $26,3 млрд до $26,1 млрд. В результате положительное сальдо внешней торговли в июле составило не $10,2 млрд, а $12,2 млрд. Опрошенные экономисты не берутся судить, с чем связана масштабная переоценка. Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ полагает, что она могла быть связана с переоценкой импорта услуг. Юлия Цепляева из Merrill Lynch полагает, что переоценка могла быть вызвана пересмотром итогов «челночной» торговли — сокращения ее расчетных объемов. «Я никогда не понимала, из чего исходят методики ее оценки»,— признается госпожа Цепляева. Как бы там ни было, обновленные данные о внешней торговле должны прибавить к оценке ВВП за июль еще $2 млрд, так как чистый экспорт является его составной частью. Последняя официальная оценка очищенного от сезонности роста ВВП в июле по сравнению с июнем в 0,5%, очевидно, также будет увеличена.
Впрочем, уже вчера глава Минфина Алексей Кудрин дал оценку динамики уже августовского ВВП — по его словам, по сравнению с июлем рост ВВП, «очищенный от сезонных и календарных факторов, составил 1,5%». «Мы ожидаем в третьем квартале ко второму кварталу около 1,5% роста и в четвертом квартале — 2,4% к третьему кварталу»,— сообщил министр. Августовский рост экономики оказался самым крупным с мая 2009 года, когда Минэкономики стало фиксировать его восстановление. Напомним, очищенный от сезонности рост промышленности в августе по оценкам Merrill Lynch был всего 0,4%, после 1,3% — в июне и 0,9% — в июле. Впрочем, пока совершенно неизвестно, как пересмотр июльского ВВП отразится на августовском — вполне вероятно, что после пересчетов оптимизм Алексея Кудрина окажется излишним.
Высокую оценку главой Минфина роста ВВП в августе Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования объясняет ростом сектора услуг. «Рост доходов от экспорта приводит к практически автоматическому росту объема услуг,— говорит он, впрочем, добавляя,— оперативная оценка помесячного ВВП очень неточна». Сергей Улатов, в свою очередь, отмечает, что данные по услугам в июле были очень плохими. Юлия Цепляева считает, что причина столь высокой оценки роста ВВП в августе может скрываться все в том же растущем чистом экспорте. Напомним, в июле 2009 года, согласно оценкам Федеральной таможенной службы (ФТС), темпы падения товарного импорта стали превышать темпы падения экспорта.
Предварительные оценки динамики товарного импорта ФТС в августе 2009 года подтверждают ускорение сокращения импорта — по сравнению с августом 2008 года он сократился на 46%. Отметим, впрочем, что сам по себе рост чистого экспорта вряд ли стоит считать однозначно хорошей новостью: сокращение денежных объемов импорта не может удовлетворительно объясняться ни дефляцией в странах-экспортерах, ни сокращением потребительского импорта. Значительная составляющая обвала импорта — прекращение импорта инвестиционных товаров, что снижает шансы устойчивого роста промышленности и ВВП в 2010 году.
Алексей ШАПОВАЛОВ, Дмитрий БУТРИН