Во вторник кризису исполнился год. 15 сентября 2008-го о своем банкротстве объявил американский инвестиционный банк Lehman Brothers. Шокированные тем, что обрушился один из столпов банковской системы, инвесторы обратились в бегство с фондовых площадок США. Следом «повалились» биржевые индексы в Европе, Азии, России, тысячи компаний по всему миру резко подешевели. И пошло-поехало… Сколько потерял мир в результате кризиса? И что еще предстоит?
Мир стал беднее
Эксперты из Бостонской консалтинговой группы (BCG) подсчитали, что мировое благосостояние за 2008 год сократилось на 16 триллионов долларов. Кризис затронул все государства, но пострадали они по-разному. Больше всех досталось странам Северной Америки во главе с США. Совокупный размер их активов сократился за год на 22% (до 30 триллионов долларов).
Европа потеряла всего 6% (сейчас ее богатство эксперты оценивают в 33 триллиона долларов), а Латинская Америка вообще оказалась в плюсе. Ее активы выросли на 3% — до 2,5 триллиона долларов. Можно порадоваться за латиноамериканцев, правда, и порядок цифр очень разнится. На 18% — до 9 миллионов — сократилось и количество миллионеров. Лидером по количеству «бывших» стала США: за год почетного статуса там лишились 22% толстосумов. Правда, сильно это картину распределения мирового богатства не изменило, ведь по-прежнему концентрация самых богатых людей выше всего в США.
Обама верит в светлое будущее
А что дальше? Эксперты расходятся в прогнозах.
Американский президент Барак Обама предпочитает верить в лучшее. Выступая по случаю годовщины кризиса в Зале федерации на Уолл-стрит (символичное место!), он сказал, что худший этап финансового кризиса остался позади и американская экономика выздоравливает. «Наступившее сейчас затишье не должно усыпить нашу бдительность», — заявил Обама, добавив, что «возвращения к дням беззаботных трат не будет». По его мнению, потихоньку пора сворачивать вмешательство государства в экономику, но и прекращать его преждевременно.
Свою порцию оптимизма преподнес вчера и российский вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
— Третий квартал 2009 года станет полноценным началом выхода России из кризиса, — заявил он журналистам.
По словам министра, июнь 2009 года стал первым месяцем, когда ВВП начал расти: по отношению к маю рост составил 0,4%. Месяцем позже экономика прибавила уже 0,5%. Такого быстрого выхода из кризиса мы не ждали, признался Кудрин.
— Мы ожидали, что это будет несколько позже других стран, но наши меры позволили уже в июне иметь рост ВВП, — сказал министр.
Александра ПОНОМАРЕВА
КОММЕНТАРИИ
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
Дальше нас ждет второй год кризиса. Падение экономики остановилось, но насколько прочна нынешняя ситуация, сейчас сказать трудно. Экономисты сейчас размышляют над тем, есть ли мотор для оживления экономики. Если мотора не видно или он слабенький, то мы продолжим ползать по дну кризиса.
Я отношусь ко второй категории. Продолжения падения не будет, но и восстановления уровня, который был в середине 2008 года, мы наблюдать не будем. В мировом сообществе начнется обострение конкуренции, которая вызовет новые конфликты. Я думаю, в ближайшие лет 20 сохранится эта конкурентная среда. Эра процветания, которая длилась 40 лет, закончилась. Нам нужно привыкнуть к тому, что мы вступаем в новую эру — инновационной экономики. Инновационная экономика отличается тем, что рост достигается за счет инноваций. Ужасно это или нет? Я думаю, что нет.
Александр Орлов, управляющий директор компании «Арбат Капитал»
Год прошел, и многие параметры глобального финансового рынка вернулись на свои предкризисные уровни. Правда, экономика и особенно рынок труда все еще остаются в состоянии рецессии. То есть финансовый кризис закончился, а экономический все еще продолжается, хоть уже и не в таких пугающих масштабах.
Дальше будем искать дно. Значительно улучшатся показатели в
Иммануил Валлерстайн, американский социолог (из доклада на конференции «Современное государство и глобальная безопасность» в Ярославле)
Поскольку я не политик, я не связан необходимостью излучать оптимизм. Угрозы не будут снижаться, а будут нарастать. Нынешний кризис — это не нечто такое, что наступило и быстро закончится. Этот кризис произошел не оттого, что
Игорь Николаев, директор департамента стратегического развития ФБК
Моя точка зрения состоит в том, что у нас не очень хорошо получалось бороться с кризисом — несвоевременно, неправильно были выбраны приоритеты. Поэтому кризис мы проходим с издержками. Казалось бы, что хуже быть уже не может. Но дальше нас ждет новая волна кризиса, назовем это так. И наступит она уже скоро — этой осенью. Произойдет падение нефтяных цен, фондовый рынок пойдет вниз. Уже сейчас начинаются сокращения на предприятиях. Я жду ускорения темпов падения. 2010 год тоже будет кризисным. Но так как любые кризисы заканчиваются, закончится и этот. Оживление экономики можно ждать в 2011 году.