Поздравляем нас с вами! Худо или бедно, но мы пережили первую годовщину финансового кризиса. Год назад американский банк Lehman Brothers обанкротился. Это стало официальным стартом кризиса не только в мировой, но и в российской экономике. Эксперты и чиновники подводят итоги. От оценок одних экономистов впору пускаться в пляс, а заявления других послушаешь — и хоть топись!
— Сейчас уже нет никакого сомнения — третий квартал 2009 года станет полноценным началом выхода России из кризиса, — с неожиданным оптимизмом заявил во вторник министр финансов Алексей Кудрин.
Главный финансист страны убежден: власти предприняли все возможное для скорейшего выхода страны из кризиса. Правительство поддержало курс рубля, спасло банковскую систему, а сейчас выводит заводы и фабрики.
— Принятые меры позволили России в числе первых начать выход из кризиса, — уверен Кудрин. — Мы ожидали, что это будет несколько позже других стран, но наши меры позволили уже в июне иметь рост экономики в 0,4%, а в июле 0,5%.
Но не все эксперты столь радостно смотрят в будущее. В консалтинговой компании ФБК провели «круглый стол» «Экономический кризис: год спустя».
— Несмотря на нынешний небольшой рост экономики, в целом за год мы будем иметь падение в 10%, — отвечает на оптимизм Алексея Кудрина директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Показатели других стран с развивающимися экономиками намного оптимистичнее. Состояние бразильской экономики останется на прошлогоднем уровне, ВВП Индии поднимется на 7%, а в Китае — не меньше 8%.
К некоторым антикризисным мерам российского правительства экономисты относятся критически. Например, правительство накачивает бюджетными деньгами советские промышленные гиганты, отжившие свой век. Появились правительственные списки системообразующих предприятий (им, если что, окажут госпомощь), которые лишили руководство многих заводов и фабрик мотива противостоять кризису.
— У меня создается ощущение, что власти борются не с причиной кризиса, а с его последствиями, — критикует бывший замминистра энергетики России Владимир Милов.
Эксперты считают, что властям необходимо развивать не только производство, но и спрос. Как это делают в Китае, Европе и Америке. К примеру, в Европе многие автозаводы не сокращают производство — это результат программы «деньги в обмен на старье» (сдавшим в утиль старое авто на покупку нового выдают 1000—3000 долларов). А в Китае власти заставляют банкиров снижать ставки по кредитам и облегчать требования к заемщикам.
Чего ждать дальше? Эксперты расходятся в оценках. Тот же Кудрин утверждает, что еще рано расслабляться: осенью нас может поджидать новый виток безработицы плюс у банков накапливаются невозвраты по кредитам.
Тем не менее эксперты уверены: банковского кризиса у нас точно не будет. Финансовые учреждения накачаны деньгами, и в дальнейшем правительство обещало им поддержку.
Александр ЗЮЗЯЕВ
«Мы научились рассчитывать только на свои силы…»
На нашем сайте kp.ru мы задали вопрос: «Чему хорошему и полезному научил вас год, прошедший от начала кризиса?» И вот варианты ответов:
Сергей, Москва: «Нельзя доверять НИКАКИМ ПИФам!»
Палыч, Москва: «Рассчитывать только на свои силы».
Екатерина, Новомосковск: «Этот год научил вести себя скромнее, траты стали меньше, еда и одежда проще. Опустилась на землю, и слава богу».
Тони, Москва: «Научился читать мелкий шрифт в различных договорах. Узнал много нового и интересного…»
Екатерина, Норильск: «Самое важное — экономить! Раньше ходили в магазин и покупали то, на что падал взгляд и к чему тянулась рука, оставляли в магазине по 2—3 тыс. рублей за раз. Сейчас, прежде чем идти в магазин, составляем список необходимых покупок. Для удобства муж пишет программу вроде «Домашней бухгалтерии» — я буду все фиксировать, анализировать и экономить!»
Ольга, Екатеринбург: «Больше заниматься огородом».
Вета Шаньгина: «Я вспомнила, что многое могу — вязать, шить, приготовить себе обед для офиса. И, как ни странно, денег у меня стало оставаться больше…»
Георгий, Москва: «Ничему хорошему: небогатые стали еще беднее, а кто был богат, стал еще жаднее. Поражают руководители, получающие миллионы. У нас никогда НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ХОРОШЕГО. Мы — пример для всего мира, как не надо жить».
Гость, Оренбург: «Никому не верить».
Инна: «Задуматься о том, в каком государстве мы живем».
Аня, Москва: «Ничему. Еще больше стала тратить».
МНЕНИЕ
Елена МОШКОВИЧ, психолог, управляющий партнер компании «Региональное консалтинговое агентство»:
— Кризис — это огромный стресс для человеческой психики. И, как любой стресс, он имеет два полюса. С одной стороны, нашим людям переживать состояние уходящей