В распоряжении «Коммерсанта» оказался отчет Счетной палаты о промежуточных результатах проверки деятельности Агентства по страхованию вкладов (АСВ), направленный ведомством в Госдуму. Именно этого документа ждали депутаты финансового комитета, чтобы вернуться к рассмотрению поднятого в апреле вопроса о профпригодности гендиректора АСВ Александра Турбанова.
В отчете Счетной палаты первоочередное внимание уделено деятельности АСВ по санации банков, потерявших в кризис финансовую устойчивость. Согласно отчету, за проверяемый период АСВ получило на эти цели больше 300 млрд руб. Весной депутаты подняли вопрос о профпригодности Александра Турбанова, засомневавшись в эффективности проведенных агентством затрат на санацию проблемных банков, а также инвестиционной политики АСВ. Наибольшей критике тогда подверглись убытки более чем в 10 млрд руб., которые агентство зафиксировало по результатам 2008 года
Серьезные нарекания по результатам инвестиционной деятельности АСВ в отчете Счетной палаты отсутствуют. К участию агентства в санации проблемных банках проверяющие проявили гораздо больший интерес. Как указано в документе, законом о санации не определена процедура отбора инвесторов, которые оздоравливают проблемные банки, равно как и процедура отбора самих банков. Счетная палата также указала на сжатые сроки оценки финансового состояния санированных банков, чего, по мнению проверяющих, «явно недостаточно для всестороннего анализа финансового состояния кредитной организации». Кроме того, процедура отбора инвесторов агентством, по мнению Счетной палаты, требует «более качественного изучения и проверки их отчетности». «Таким образом, Счетная палата выказала сомнения в эффективности решений по санации банков»,— отмечает директор департамента банковского аудита компании ФБК (внешний аудитор АСВ) Алексей Терехов.
Глава АСВ Александр Турбанов не стал комментировать итоги проверки Счетной палаты. «На заседании коллегии Счетной палаты, посвященной предварительным результатам деятельности АСВ, замечаний высказано не было, нарушения не обнаружены,— заявил первый замгендиректора агентства Валерий Мирошников.— Выводы, сделанные в отчете Счетной палаты, касаются в основном содержания закона о санации, а не деятельности агентства. К обсуждению соответствующих поправок мы готовы». Сжатые сроки, в которые проводилась оценка банков для санации, он объяснил необходимостью «оперативного урегулирования проблем банков в условиях кризисной ситуации».
В Банке России, руководство которого одобряло решения о санации банков, заняли схожую позицию. «Когда закон разрабатывался, предложений о детализации прописанных в нем процедур отбора банков для оздоровления и инвесторов, которые будут этим заниматься, не поступало,— заявил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов.— Если они поступят, мы готовы к обсуждению».
Если бы ЦБ и АСВ проводили тщательную проверку инвесторов, устраивая тендеры между ними, спасать было бы уже некого, уверен член правления Газэнергопромбанка (санировал Собинбанк) Иван Семенюк. По словам гендиректора ФК «Открытие» (санировала Русский банк развития) Вадима Беляева, замечания аудиторов, с одной стороны, справедливы, но с другой — очереди желающих участвовать в оздоровлении проблемных банков не было. Вице-президент по кредитным рискам финансовой группы «Лайф» (в нее входит Пробизнесбанк, который санирует Газэнергобанк и Банк24.ру) Ярослав Алексеев добавляет, что «санация сопровождается постоянным контролем за расходованием выделенных на нее средств».
В целом отчет показал, что все средства были израсходованы правомерно, считает член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, активно критиковавший АСВ весной, сообщил, что не видел отчета Счетной палаты и не готов его комментировать. По его словам, дата рассмотрения отчета в Госдуме пока не назначена, но заседание по этому вопросу будет открытым.
Татьяна АЛЕШКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА