Всемирный банк (ВБ) предложил российским госструктурам усилить защиту прав потребителей на рынке финансовых услуг. В частности, наделить Банк России полномочиями по защите прав потребителей на рынке банковских и кредитных услуг. По мнению ВБ, это дисциплинирует банкиров: ведь если жалобы будут поступать непосредственно в Центробанк (ЦБ), то это может тут же возыметь неблагоприятные финансовые последствия для финансовой организации. В итоге такой контроль благоприятно отразится на доверии населения к финансовым услугам и увеличит их доступность.
Хотя сейчас Банк России напрямую не является ответственным за защиту потребителей, как уверяют эксперты ВБ, российский регулятор уже готов стать лидером в вопросах защиты потребителей банковских услуг. Как, например, ЦБ Бразилии, где регулятор помимо основных функций оказывает правовую защиту клиентам банков. Чтобы подобная схема работала в России, требуется всего лишь внести соответствующие поправки и дополнения в закон о ЦБ.
ВБ также предлагает укрепить всю действующую нормативно-правовую базу и надзорную структуру в сфере защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. Как говорится в его докладе, было бы полезно наделить Банк России правом регламентировать порядок взыскания задолженности.
Эксперты ВБ уверены, что со временем споры между финансовыми институтами и их клиентами, которые будет решать Банк России быстро и справедливо, будут способствовать повышению доверия населения к финансовому сектору. Тем более что в отличие от Роспотребнадзора (единственное ведомство, уполномоченное представлять интересы потребителей в суде) у Банка России есть гораздо более внушительные рычаги воздействия на банк или инвесткомпанию, которые каким-либо образом обидели своего клиента. Например, ЦБ может обратить особо пристальное внимание на деятельность такого банка, что, безусловно, окажет как минимум дисциплинарное воздействие на кредитную организацию, а то и повлечет для нее неблагоприятные финансовые последствия.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян поддерживает эти инициативы. «ЦБ может оказывать помощь клиентам кредитных организаций, поскольку регулятору эта деятельность ближе, чем Роспотребнадзору», — полагает он, напомнив, что в Банке России работает 79 тыс. человек в отличие от, скажем, ЦБ Канады, где трудятся всего 300 человек. «Так что в Банке России найдется, кому заняться работой с жалобами клиентов», — не сомневается
Все эти меры, как считают во Всемирном банке, позволят сделать финансовые услуги более доступными. Пока же, согласно опросу ВБ, у 75% россиян нет уверенности в финансовых организациях и в том, что в случае возникновения спорной ситуации они сумеют защитить свои права. Это одна из главных причин того, что по доступности финансовых услуг, по оценке Всемирного банка, Россия находится на 32-м месте —
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ