Британский премьер-министр Гордон Браун предлагает в перспективе превратить «большую двадцатку» в постоянно действующее мировое экономическое правительство для стабилизации мировой финансовой системы. Его поддерживает президент Франции Николя Саркози. А вот канцлер Германии Ангела Меркель считает, что от G20 не стоит ожидать слишком многого.
Как заявил Гордон Браун газете Die Welt, руководители 20 ведущих промышленных и развивающихся стран мира должны регулярно встречаться, чтобы обсуждать стратегию развития мировой конъюнктуры. По его словам, целью саммитов должно стать создание более прогрессивной системы раннего предупреждения и преодоления кризисов. «Члены «двадцатки» вместе спасли мир от коллапса финансовой системы. Это значимый шанс для долгосрочного сотрудничества», — добавил
По мнению британского премьера, только вместе страны G20 могут установить правила для определения доходов менеджеров, налоговых оазисов и контроля банковского сектора. «Политические лидеры должны регулярно встречаться и совместно решать, что каждая страна может сделать для глобального устойчивого роста», — подчеркнул он. Зайдет ли речь о регулировании в рамках Европы, если США откажутся поддержать идеи лидеров стран Старого Света, британский политик не сообщил. Он убежден, что Европа и США смогут договориться: «В каждой стране есть банки, действующие на международном уровне. Поэтому каждая страна заинтересована в общем решении».
Идеи британского политика не слишком удивили экспертов. Браун уже давно использует любую возможность, чтобы подчеркнуть необходимость новых правил регулирования мировых финансовых рынков. Идеи премьер-министра Великобритании поддержал президент Франции Николя Саркози, в преддверии саммита G20 заявивший о невозможности регулирования рынков в XXI веке организациями XX века. А канцлер Германии Ангела Меркель считает, что не стоит предъявлять к «двадцатке» завышенные требования. По ее мнению, финансовый саммит является лишь стартом переговоров о новом глобальном финансовом устройстве, и не более того: «Там должны быть приняты обязательства о переговорах, которые продлятся не более года, чтобы принять новые правила».
Мюнхенский институт экономических исследований не разделяет убежденность канцлера Германии в необходимости привлечения к мировому финансовому регулированию ООН. «Почему этим не может заняться МВФ, представляющий все страны?» — недоумевает глава направления конъюнктуры Кай Карстенсен. По его словам, преодоление кризисов является ежедневной задачей МВФ. Кроме того, эта международная организация уже частично создала систему раннего предотвращения кризисов. По его словам, главной целью «двадцатки» является определение новых правил регулирования финансовых рынков. Насколько серьезно G20 относится к этой задаче, покажет нынешний саммит.
(Перевод Татьяны ГЛАЗКОВОЙ)