Российский фондовый рынок «подошел ко дну снизу», констатирует председатель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов. Впрочем, по итогам вчерашних торгов индекс ММВБ снизился на 1,8%, а индекс РТС — на 1%. «Мы вернулись к значению индекса на сентябрь прошлого года, восстановив последовавшее в октябре — декабре падение, и если годом раньше от этой отметки последовал рывок вниз, то теперь мы имеем дело с восходящим трендом», — пояснил Миловидов в своем блоге и «Ведомостям».
Для такого роста, по мнению Миловидова, есть серьезные причины. «Объемы торгов выросли в несколько раз — говорили, что рынок «ушел в Лондон», а в итоге 75% российских бумаг обращается в России, — констатирует глава регулятора фондового рынка. — Рост произошел — один раз доросли до 2500 пунктов и еще сможем, резервы есть».
В долгосрочной перспективе такие результаты возможны, но уверенность регулятора в том, что кризис кончился, вызывает беспокойство, отмечает гендиректор «КИТ фортис инвестмент» Владимир Кириллов: «Мы исходим из того, что рынок еще покажет более высокие результаты до конца года, но в среднем останется на том же уровне: долгосрочного позитивного тренда мы не видим». «Мы видим стимулы роста рынка, прежде всего огромные государственные вливания, но все это нестабильно: ликвидностью можно надуть любой рост, но важны фундаментальные обоснования, а если еще пару дней подряд нефть будет падать на 4% в день, то от позитивных прогнозов, несмотря на ликвидность, не останется ничего», — насторожен стратег «ВТБ капитала» Иван Иванченко.
Российскому рынку не привыкать к прогнозам от регуляторов, однако участники гораздо больше ориентируются на их действия, нежели на слова, говорит экс-руководитель ФКЦБ (предшественница ФСФР) Дмитрий Васильев.
При этом регулятору по силам стимулировать будущий рост, считает Кириллов. Для сбора пожеланий и был обнародован взгляд на рынок, объясняет Миловидов: «Какие еще нужны пряники?» Идея роста состоит не в том, чтобы бумаги стоили в 10 раз больше, речь идет о емкости рынка, количестве инвесторов, привлекательности компаний — совокупности факторов, побуждающих вкладывать средства на российском рынке, признал Миловидов. Надо возвращаться к налоговому стимулированию инвесторов. «Понятно, что есть некоторые сложности в бюджете, значит, пусть [это произойдет] не сегодня. Но уже пора начать обсуждение», — призвал Миловидов.
Кириллов предлагает начать с перевода положения о рисках из проекта в реальность — это и поможет росту, и уменьшит потери при падении. Также необходима нормализация ситуации с управлением пенсионными деньгами — основной коллективный инвестор сейчас находится не в ПИФах, а в НПФ. Необходимо улучшать корпоративную культуру, приучать российские компании платить дивиденды. Нужно кристаллизовать законодательство и довести до ситуации, когда его надо будет только придерживаться, а не менять каждый день, напутствует Иванченко.
Даниил ЖЕЛОБАНОВ