Многие века философы спорят о том, что первично — яйцо или курица. В банковском мире можно было бы затеять аналогичный диспут: что первично — активы или пассивы? Правда, боюсь, долгого спора не получилось бы: все же лидируют по степени важности не банковские активы, а именно источники их формирования, то есть обязательства. Все объясняется достаточно просто: нет источника фондирования — нет активов, то есть вложений банков.
В течение достаточно долгого экономического подъема рос и банковский сектор — увеличивались банковские активы и обязательства. Росли частные вклады и остатки на расчетных счетах и депозитах корпоративных клиентов;
Но в прошлом году некоторые источники средств стали недоступны. Обязательства кредитных организаций сокращались на протяжении IV квартала 2008 года и I квартала 2009 года. Сейчас ситуация нормализовалась, и банки обрели определенную стабильность: отпала необходимость досрочно превращать наиболее ликвидные активы (денежные средства, кредиты высокого качества или портфель ценных бумаг) в денежные средства для погашения обязательств перед клиентами.
Но после того как в кризис значительная часть ликвидных активов была реализована, банки остались у разбитого корыта. Источники фондирования теперь короткие и нестабильные, активы — длинные и в большинстве своем не очень хорошего качества. В дальнейшем реализовывать их будет весьма непросто.
Сейчас основным источником пополнения обязательств являются депозиты физических лиц. Парадокс в том, что сегодня это фактически самый стабильный источник фондирования, хотя формально он является самым нестабильным. Владельцы могут забрать свои вклады в любой момент, и законодательство защищает права населения. Корпоративные депозиты и остатки на счетах компаний при схлопывании финансового рынка и отсутствии достаточного количества денежных средств в экономике не способны помочь банковской системе. Облигации нынче доступны не всем, к тому же они обладают ликвидностью вне зависимости от кредитного качества только при условии включения отдельно взятого выпуска в ломбардный список ЦБ. Средства, полученные от операций с векселя, и средства, привлеченные от банков, тоже сократились в разы. А вот вклады физических лиц остаются очень хорошей базой.
Ведь сбережения у народа были всегда, даже в тяжелые годы. Кроме того, падение фондового рынка и неудачные «народные IPO» только укрепили веру населения в банковские депозиты. Даже в период роста экономики, денежного и фондового рынков, 80% наших граждан доверяли банковским вкладам, и только 20% были готовы спекулировать или инвестировать в фондовый рынок, несмотря на несопоставимую доходность.
Получается, что надеяться банкирам следует только на население, которое способно и, главное, готово поддержать банковскую систему — естественно, в обмен на хорошие проценты.
Виктор ЧЕТВЕРИКОВ, генеральный Директор Национального Рейтингового Агентства