До конца года несколько крупных ритейлеров объявят об участии в новых кобрендовых проектах. Возможно, вслед за ними интерес к кобрендам проявит и РЖД. Появление таких крупных игроков приведет к постепенному вытеснению с этого рынка более мелких участников и без того изрядно потрепанных кризисом.
Первая жертва кризиса
В этом году туристическая компания «Куда.ru» была объявлена банкротом. В нестабильной экономической обстановке эта новость не вызвала удивления: понятно, что кризис переживут не все, а сфера развлечений и отдыха относится к категории повышенного риска. Основные пострадавшие лица в данной ситуации, конечно, обманутые в своих ожиданиях путешественники и кредиторы. Но к ним могли примкнуть еще более 30 тысяч человек — обладатели кобрендовых карт, выпущенных совместно компанией «Куда.ru» и Ситибанком. Так как кобрендовый проект был свернут по причине банкротства одного из партнеров, то накопительная программа автоматически прекратила действовать.
Однако Ситибанк принял удар на себя и свел негативные последствия к минимуму. Руководитель управления кредитных карт Ситибанка Михаил Бернер рассказал «БО»: «Эти кобрендовые карты продолжают действовать как кредитные карты, но бонусные очки по ним не начисляются, потому что их негде использовать. Кроме того, мы провели обзвон клиентов и предложили им перейти на кобрендовую карту Ситибанка с «Аэрофлотом», похожую по своему наполнению. При этом те бонусные очки, которые были накоплены на карте «Куда.ru», автоматически зачисляются на карту с «Аэрофлотом». Большая часть клиентов согласилась на наше предложение».
Конечно, закрытие проекта имеет негативные последствия для банка. Уцелевший партнер несет дополнительные финансовые расходы и, кроме того, у него возникают репутационные риски.
Конечно, один случай еще не является закономерностью. Вероятность банкротства партнера нельзя было исключать и в благоприятные времена, во времена так называемого кредитного бума. Достаточно вспомнить судьбу совместного кобрендового проекта банка «Русский Стандарт» и сети «Арбат Престиж», которая инициировала дело о своем банкротстве. Проблемы у торговой компании начались не на волне кризиса, а на фоне разногласий с налоговыми органами.
Для российского банковского рынка исчезновение кобренда вполне обычное явление. Как правило, проект закрывается не потому, что у партнеров возникли финансовые сложности, а потому, что не сложились деловые отношения. Например, «Патэрсон» и ВТБ 24 продолжают после прекращения сотрудничества успешно работать каждый в своей сфере.
Однако тезис о том, что в кризис риск закрытия кобрендовых проектов вырос, практически ни у кого не вызывает сомнений. К тому же «дать течь» может не только компания-партнер, но и сам банк.
РЖД начислять бонусные мили или километры при условии, что цена билета равняется (или ниже) его себестоимости, экономически неэффективно.
Хорошо дешево не бывает
Чтобы кобренд приносил реальную прибыль, а не существовал номинально, как это часто бывает, в него нужно вложить достаточно много средств. Михаил Бернер (Ситибанк) пояснил: «При выпуске кобрендовых карт у банка всегда возникают дополнительные расходы, связанные с начислением бонусов, миль, минут и т. д. И главная задача заключается в том, чтобы полученные доходы перекрыли сопутствующие расходы. Поэтому конструирование кобрендовой сделки — это достаточно длительный и сложный процесс. Например, партнерство Ситибанка с компанией Shell (сеть бензоколонок) обсуждалось около трех лет, а договор занимает несколько сотен страниц».
Но текущие расходы могут показаться каплей в море по сравнению со стартовыми инвестициями. При этом банкиры указывают на две основные статьи затрат. Первая — это создание технического обеспечения для реализации проекта. Чтобы проект заработал, в программное обеспечение партнеров нужно внести соответствующие изменения, построить автоматизированный софт для осуществления обмена файлами, провести интеграцию систем и прочее. Вторая статья затрат — маркетинговые расходы, которые в каждом проекте оговариваются индивидуально. Так, Михаил Бернер пояснил, что
Если банк решает сэкономить, а сэкономить можно преимущественно на рекламе, то такой проект часто умирает не успев родиться. Например, в компании Visa пояснили, что всего в России на сегодняшний день зарегистрировано 171 кобрендовая программа Visa, в том числе на платформе карт Visa affinity, а успешных кобрендовых карт Visa за несколько лет было выпущено совместно с банками и компаниями-партнерами лишь немногим более 30. Другой лидер рынка, Master Card, не назвал точных цифр, но признал, что не всегда кобрендовые проекты оказываются успешными. Соответственно, средства и силы, вложенные в разработку и продвижение продукта, оказываются потраченными впустую.
Однако банки достаточно необычно повели себя в условиях кризиса. Вместо того чтобы сократить программы и приостановить их запуск до лучших времен, многие из банков, наоборот, начали активно реализовывать новые кобрендовые проекты.
Вместо того, чтобы сократить программы и приостановить их запуск до лучших времен, многие из банков, наоборот, начали активно реализовывать новые кобрендовые проекты.
Шоковый кобренд
За последние полгода банки с компаниями-партнерами реализовали несколько новых кобрендовых проектов. Так, Ситибанк запустил карту с сетью бензоколонок Neste, банк «Русский Стандарт» с «Аэрофлотом», Райффайзенбанк с Austrian Airlines. И это, по слухам, только начало. «БО» рассказали о том, что в этом году готовятся выйти на рынок с новыми предложениями банк «Русский Стандарт», Ситибанк и ВТБ 24. В Master Card также сообщили, что в 2009 году объявят о трех крупных проектах.
Григорий Бабаджанян, вице-президент, начальник управления CRM и исследований ВТБ 24, пояснил: «У нас в проработке есть несколько кобрендовых проектов. Конечно, кризис сильно повлиял на динамику движения по ним. Кобрендовый проект вряд ли будет в приоритете, когда страдает основной бизнес одного или обоих партнеров и все усилия направлены на стабилизацию собственной экономики. Кроме того, сейчас сложнее договариваться по финансовым аспектам партнерства, все хотят меньше платить (или вообще не платить), но извлекать из проекта абсолютный максимум для себя. Понятно, что когда оба партнера занимают подобную позицию — договориться невозможно. Что касается позиции банка, то мы стараемся планировать кобренды очень консервативно с точки зрения будущего привлечения клиентов и прибыли, искать компромиссную позицию в переговорах, не демпинговать и не работать себе в убыток. Я думаю, что многие организации придерживаются тех же принципов. Банки и их потенциальные партнеры стали значительно более консервативными в прогнозах и в оценке потенциала партнерства. Многие проекты 2006—2007 года сейчас бы никто запускать не стал».
При этом стоит отметить, что о программах заявляют только крупные игроки. Вероятно, в условиях кризиса партнеры стали внимательнее присматриваться друг к другу. Ведь именно от удачного выбора партнера во многом зависит успех проекта. Андрей Степаненко, руководитель дирекции обслуживания физических лиц, член правления Райффайзенбанка, отметил: «Пожалуй, самый ключевой фактор успеха — это совпадение целей банка и партнера в рамках кобренда, а также готовность партнера активно участвовать в «жизни» кобренда на всех его этапах».
Директор департамента оформления операций и платежных систем Инвестторгбанка Ирина Мокрушина также заметила: «Главное — «размах» брендов. Чем громче имя, тем шире база и заметнее интерес со стороны клиента. Если в качестве партнера выступает компания с государственным участием или значением, то кобренд приобретает еще надежность и глобальность. Удачность проекта зависит также от равновесия партнеров и их заинтересованности и удовлетворенности условиями».
Конечно, несмотря на расходы, кобрендовый проект может дать банку и его бизнес-партнеру стратегическое преимущество. Кроме того что участники программы могут увеличить обороты и количество транзакций по карте (по словам банкиров, количество транзакций по кобрендовым картам обычно в два-четыре раза больше, чем по стандартным), они еще получают доступ к базе данных и увеличивают число потенциальных клиентов. Например, банк может составить более четкое представление о кредитоспособности клиента на основании сведений о том, сколько ежемесячно клиент тратит на продукты питания, телефонные переговоры, на развлечения, куда он летал отдыхать и пр. А повышение качества оценки рисков является сегодня важным условием успешного завоевания рынка.
Осторожно! Воздушные ямы
Если оценивать эффективность прошлых проектов, то бесспорными лидерами являются кобренды с авиакомпаниями. Так трудно найти банк, который бы не мечтал дружить с «Аэрофлотом». Ситибанк, запустивший недавно совместный кобренд с «Аэрофлотом», признался, что
Конечно, и другие крупные авиаперевозчики представляют живой интерес для кредитных организаций. Помимо того что лидеры этого рынка являются надежными компаньонами, они еще работают с сегментом потребителей среднего и выше среднего уровня доходов, то есть тем сегментом, который представляет для банков наибольший интерес. Авиакомпании, понимая свою привлекательность для банковского сообщества, достаточно придирчиво относятся к потенциальным партнерам. И предпочитают работать с ограниченным количеством кредитных организаций.
Однако говорить о перспективах кобрендов с авиаперевозчиками в кризисных условиях сложно. По замечанию заместителя генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, авиакомпании сегодня тоже являются рисковым сегментом. В первом квартале 2009 года наблюдалось значительное снижение количества авиаперевозок как внутри страны, так и на международных рейсах. Вдобавок к этому произошел рост цен на горючее. В результате несколько авиакомпаний находятся в предбанкротном состоянии. Поэтому появление новых игроков со стороны авиабизнеса мало вероятно.
Ритейл заинтересовался кобрендом
Еще одним желанным партнером для банков в кобрендинге являются крупные торговые сети. За рубежом совместные проекты с ритейлерами считаются наиболее успешными и востребованными. На российском рынке также существует множество кобрендов с торговыми сетями. Однако ни один из них не стал массовым. Вероятно, это связано с тем, что ритейлеры не проявляют должной активности при разработке и продвижении продукта. Например, КредитЕвропа Банк выпустил совместные карты с торговыми сетями «Ашан» и «МЕТРО». Однако в данном случае явно прослеживается заинтересованность только со стороны банка, который предлагает потребителям кредитную линию, льготный период кредитования и пр. Со стороны ритейлеров для пользователей карт никаких дополнительных бонусов не предоставляется.
Иногда кобренд не идет в народ, потому что носит слишком локальный характер. Например, в магазинах одежды покупки производятся значительно реже, чем в универсамах, а потому и заинтересованность потребителей в такой программе значительно ниже.
Однако не все крупные торговые сети в нынешних экономических условиях могут быть привлекательны для кредитных организаций. Например, сети, ориентированные на премиум-сегмент, тяжело переживают кризис. Так, Павел Самиев («Эксперт РА») рассказал, что достаточно непростая ситуация наблюдается в «Седьмом континенте», который имеет совместный кобренд с аффилированным банком — Финбанком. Сегодня эксперты возлагают большие надежды на проект Ситибанка со Stockmann. Но пока делать выводы о его эффективности рано, так как кобренды, как правило, начинают приносить прибыль примерно через два года.
Стоит отметить, что самые лакомые кусочки — X5 Retail, «Магнолия», «Магнит» — пока не были замечены в кобрендах, а потому самые яркие проекты еще впереди. Как рассказал вице-президент компании MasterCard Дмитрий Подольский, последнее время крупные розничные сети сами стали проявлять интерес к кобрендам. Кстати, среди заявленных проектов есть совместные программы с крупными ритейлерами. Вероятно, это связано с тем, что падение потребительского спроса заставило даже крупных игроков розничного рынка задуматься о повышении лояльности своих клиентов.
Хуже банкротства партнера — появление конкурентного продукта
В последнее время кредитные организации стали активно осваивать новые сегменты. Одними из самых перспективных и, что сегодня важно, надежных партнеров являются сотовые операторы. Григорий Бабаджанян (ВТБ 24) рассказал о совместном проекте ВТБ 24 и «Билайна» «Мобильный бонус»: «Мы считаем данную кобрендовую программу успешной, так как мы смогли протестировать большое количество новых технологий и получили знания, которые широко тиражируем в других своих проектах и программах. Если говорить об объемных и финансовых показателях программы, то мы удовлетворены текущей динамикой и возлагаем на «Мобильный бонус» большие надежды».
Также хорошие показатели сегодня демонстрируют совместные проекты с сетью заправок и Метрополитеном. Компании с госучастием вообще являются желанными партнерами. Например, банкиры ждут, когда же на кобрендовый рынок выйдут такие компании, как РЖД или «Ростелеком», партнерство с которыми может оказаться значительно эффективнее даже кобренда с «Аэрофлотом».
Правда, сложность участия РЖД в кобрендах заключается в том, что правительство сдерживает рост стоимости билетов на железнодорожный транспорт с помощью тарифного регулирования, а по итогам года компенсирует монополии недополученные доходы. Начислять бонусные мили или километры при условии, что цена билета равняется (или ниже) его себестоимости, экономически неэффективно. Для осуществления такого проекта потребуется либо решение «сверху», либо наличие партнера, который готов будет принять на себя расходы по выполнению накопительной программы.
Значительные риски существуют у кобрендов со страховыми компаниями (второго и третьего эшелона), туристическим бизнесом, сетями ресторанов и кафе, где компании даже выше среднего уровня имеют большие финансовые проблемы.
Однако риск банкротства бизнес-партнера для банка представляет меньшую опасность, чем появление на рынке крупных конкурирующих кобрендов. Дело в том, чтобы кобренд работал, его нужно постоянно «подпитывать» рекламой, специальными акциями. В режиме экономии средств на эти цели у партнеров может просто не оказаться. К тому же конкурировать с титанами, которых на рынке появляется все больше, достаточно сложно. Выход на рынок новых крупных игроков может привести к тому, что клиенты будут переходить на более выгодные карты, а старые переключаться в режим «спящих», то есть мертвых.
Известно, что значение карточного бизнеса в кризис для банков существенно выросло. И отток клиентов, спровоцированный конкурирующими сильными кобрендовыми проектами, может негативно сказаться на общем финансовом положении кредитных организаций. Однако укрупнение является вполне закономерным процессом, и крупные кредитные организации постепенно вытесняют более мелких игроков, в том числе и с рынка кобрендов. При этом в более выигрышном положении могут оказаться региональные банки, которые могут достаточно успешно работать с местными компаниями.
Вероника СОШИНА