Обвал цен на жилье не должен помешать латвийским заемщикам расплатиться по ипотечным кредитам, считает местное правительство. После продажи залога местный банк не сможет ничего требовать с клиента.
Латвийский премьер Валдис Домбровскис поручил юридическому департаменту госканцелярии подготовить поправки в гражданский кодекс, согласно которым «ответственность заемщика по отношению к кредитору, если речь идет о приобретении единственного жилья, ограничивается стоимостью залога», говорится на сайте кабинета министров Латвии. После продажи залога банк не может требовать от заемщика активов или платежей в счет оставшейся части долга. Банки также не смогут выселить заемщика из единственного жилья, не предоставив ему из собственных фондов жилья меньшей площади.
С начала кризиса жилье в Латвии подешевело на 70%, поэтому инициатива правительства может обернуться крупными убытками для банков, работающих в этой стране. Доминируют на латвийском рынке скандинавские банки — в первую очередь шведские Swedbank и SEB, а также Nordea и DNB Nord. У Swedbank к концу июля больше чем в половине случаев размер выданного в Латвии ипотечного кредита превышал стоимость жилья, служащего залогом (данные Bloomberg). «Соотношение кредит/залог по новым кредитам возрастет, это попытки решить проблемы местного населения за счет неместных банков», — говорит представитель одного из скандинавских банков.
Ссориться со скандинавскими банками Латвии сейчас особенно нерезонно. До конца года Латвия должна договориться с МВФ и Евросоюзом о продлении экстренного кредита в размере 7,5 млрд евро. Скандинавские страны должны выделить Латвии 10 млрд шведских крон ($1,43 млрд), говорит министр финансов Швеции Андерс Борг: «Будет очень, очень сложно убедить мир выдать кредит, если Латвия не выполнит требований». В первую очередь Латвия должна сократить расходы бюджета 2010 г. на 500 млн латов ($1,04 млрд).
Письмо «Ведомостей» в пресс-службу правительства Латвии с вопросом, распространяются ли инициативы латвийского правительства на нерезидентов, вчера осталось без ответа. За четыре докризисных года российские граждане совершили «несколько тысяч» сделок на рынке недвижимости Латвии, в кредит финансировалось до 20% покупок, полагает управляющий партнер Московской центральной биржи недвижимости Артем Цогоев. Россияне в основном приобретали дорогое жилье в Юрмале, которое стоит 1—2 млн евро, отмечает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев.
Татьяна БОЧКАРЕВА