Вот уже месяц, как мы отчетливо слышим оптимистично-сектантские утверждения с экранов телевизоров о том, что кризис позади, и текущие показатели не сравнить с прошлыми. Единственное, осталось лишь подобрать подходящую букву, чтобы точнее отразить форму восстановления, которое нас ожидает. Как варианты: V, W, U или все-таки L? Конечно же, большинство оптимистов склоняются к сценарию резкого восстановления после столь же резкого спада, ведь аргументы очевидны: резкий рост фондовых рынков (не сравнить с осенью годовалой давности), более высокая активность в промышленности и сфере услуг, прогнозы МВФ (мировой ВВП вырастет к следующему году на 3,1%, что на 1,2% быстрее предыдущих прогнозов в апреле), ОЭСР, Всемирного Банка и иже с ними.
Однако здравый смысл и взгляд на историю прошлых кризисов говорят о том, что все не так уж быстро вернется на свои места, а нам придется привыкать к новой реальности с более высоким уровнем безработицы и более низкой активностью в корпоративном секторе. Да и более глубокий анализ говорит о том, что все признаки стабилизации ни что иное, как результат огромных вливаний финансовых средств, произведенных государством за последний год. Таким образом, программы стимулирования смогли смягчить удар, однако не устранили первоначальную причину. Мы даже вполне можем увидеть несколько кварталов положительного ВВП (уж будьте уверены, власти не преминут воспользоваться этим, чтобы рассказать народу, какие они молодцы), а затем действие программ «сойдет на нет», и мы увидим суровые будни. Кстати сказать, первый сигнал мы уже получили в виде результатов акции «наличные за драндулет». На прошлой неделе стало известно об огромном сокращении продаж автомобилей в США. Все кто мог, и не мог, но хотел (а государство помогло), сделали это за предыдущие несколько месяцев, а теперь автопром будет наслаждаться периодом простоя, и тут уже вряд ли придумаешь
Итак, каковы все же наши перспективы. Здесь под словом «наши» я подразумеваю не Россию, а мировую экономику, в общем. МВФ говорит о том, что скоро мы вернемся к уровням активности и темпам роста, наблюдаемым до начала кризиса (V-образный сценарий). Есть и менее оптимистичный вариант — показатели не будут прежними, темпы роста будут гораздо ниже, впрочем, также как уровни занятости и производительности (U-образный вариант). Однако есть и еще один вариант: мы увидим целую серию спадов и падений, наподобие того, что наблюдалось в Японии во время ее потерянного десятилетия (и тут можно поставить несколько букв «W» в ряд, или даже несколько «U», чтобы подчеркнуть, как медленно все будет происходить). А все потому, что, в первую очередь, активность должна идти из потребительского сектора, а не со стороны государства, и стимулировать надо именно население, а не корпорации, и кредиты начать раздавать домохозяйствам, а не компаниям.
Пока безработица будет оставаться на таких высоких уровнях, ни о какой продолжительной стабилизации говорить не стоит: фондовые рынки могут демонстрировать небывалый рост — все мы знаем их спекулятивную природу, а также то, что их динамика чаще зависит не от фактических реалий, а от ожиданий и слухов. Стоит только посмотреть на последние отчеты по рынку жилья США: еще совсем недавно целая серия позитивных отчетов о росте цен на недвижимость и увеличение объемов продаж вызывала надежды на восстановление. Однако последний месяц все вернулось на круги своя: вынуждены признать, что «дно еще не нащупано». Здесь стоит ожидать чего-то подобного ситуации, наблюдающейся в автопроме. Дело в том, что американская программа выдачи субсидий тем, кто покупает дом впервые, истекает как раз в конце ноября. Уже сейчас объемы продаж «сходят на нет», а к декабрю установится великая засуха. Как показывает опыт прошлых лет, проблемы на рынке жилья частенько вызывают у потребителей рефлекторное желание придержать сбережения под подушкой, что сократит потребление и вызовет очередной виток проблем в промышленности.
Конечно, есть надежда, что, в конце концов, мы получим новую более совершенную систему, где больше не будет перекосов спроса и предложения, субстандартного кредитования и производных инструментов по производным инструментам. Однако для этого нам придется пройти очень тернистый и, похоже, очень долгий путь. А пока, смотрите в ближайших передачах: «Великолепная отчетность банковского сектора США».
Алена АФАНАСЬЕВА