Незаконность повышения банками ставок по уже выданным кредитам подтверждена на федеральном уровне — Генпрокуратура поддержала позицию своих региональных подразделений, настаивавших на неправомерности включения в кредитные договоры банков с физлицами соответствующих условий. Теперь банки опасаются роста числа прокурорских проверок и обещают увеличить стоимость кредитов для населения. Значительным повышение ставок по кредитам не будет, указывают эксперты, зато заемщики получат возможность планировать расходы на обслуживание кредитов.
В распоряжении «Ъ» оказался ответ Генпрокуратуры на обращение Ассоциации российских банков (АРБ) с просьбой прояснить позицию ведомства относительно включения в кредитные договоры банков с заемщиками-физлицами условий об одностороннем повышении ставок по ссудам. Такое обращение АРБ направила в Генпрокуратуру в середине сентября, выразив несогласие с действиями региональных прокуроров, которые в ходе проверок признавали незаконным условие о возможности одностороннего изменения банками кредитных ставок для заемщиков (см. «Ъ» от 15 сентября). Ответ Генпрокуратуры для банкиров неутешителен: действия своих сотрудников на местах ведомство сочло законными и обоснованными.
«Право банка на одностороннее изменение (увеличение или уменьшение) ставки по кредитному договору, заключенному с гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, должно быть предусмотрено в законе,— говорится в ответе Генпрокуратуры.— Статья 29 Закона «О банках и банковской деятельности», положения ГК РФ и иных федеральных законов такого права банка прямо не предусматривают». Кроме того, в своем ответе Генпрокуратура ссылается на постановление Конституционного суда РФ (КС РФ), запрещающее банкам включать в договоры банковского вклада условие об изменении ставок по депозитам. «Полагаем, что данные выводы КС РФ применимы и к договору кредитования, заключаемому между гражданином и кредитной организацией»,— резюмируют в Генпрокуратуре.
Следствием практического применения письма Генпрокуратуры станет увеличение прокурорских проверок банков, прогнозируют участники рынка. «Такой ответ Генпрокуратуры означает наличие сформированной единой позиции в ведомстве по данному вопросу,— говорит директор дирекции юридического сопровождения ОТП банка Юлия Орешкина.— Это может привести к увеличению числа прокурорских проверок и направляемых в адрес банков представлений». Следующим этапом станут попытки банков оспорить эти представления в суде, однако, учитывая социальную ориентацию судов, особенно в регионах, она, скорее всего, будет не в пользу банков, добавляет начальник юридического отдела Сведбанка Олег Плотников.
Банкиры апеллируют традиционными аргументами о неизбежности роста кредитных ставок. «Риск удорожания стоимости привлеченных средств банки будут закладывать в изначальную ставку по кредитам, что увеличит расходы заемщиков на обслуживание ссуд»,— согласен адвокат московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Алексей Тихомиров. Банки могут ограничить кредитование на длительные сроки, поскольку чем больше срок, тем выше вероятность изменения стоимости привлекаемых ресурсов, добавляет руководитель банковской практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Лидия Горшкова. По мнению замдиректора юридического департамента Бинбанка Артема Коновалова, дополнительно банки лишатся действенного инструмента поддержания платежной дисциплины заемщиков. «Ведь зачастую право банка увеличить процентную ставку увязывается с нарушениями заемщиком обязательств по кредитному договору»,— отмечает эксперт.
Впрочем, повышение стоимости кредита не будет слишком значительным, при этом заемщик будет однозначно избавлен от увеличения выплат по кредиту и сможет заранее планировать свои расходы, указывают эксперты. «Возможно, многие банки действительно предпочтут заложить риски в ставки, но конкуренция ограничивает эту возможность»,— отмечает Олег Плотников. «Банки будут оценивать риски по-разному, если ставки будут неизменны, заемщик сможет выбрать банк, чьи ставки его устраивают,— считает совладелец кредитного брокера «Бюро кредитных решений» Константин Богомазов.— Сейчас оценить заранее, во сколько в итоге обойдется кредит, практически невозможно, а следовательно, невозможно сделать и осознанный выбор». Позицию Генпрокуратуры поддержали и отдельные банкиры. «Я считаю, что запрет на изменение ставок в одностороннем порядке — правильная мера»,— указывает старший экономист банка «Траст» Евгений Надоршин.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Юлия ЛОКШИНА