Хотя российский рынок банковских продуктов — неоглядное и непаханое поле, президент Медведев предложил крупным отечественным банкам настойчиво овладевать западными рынками, «быть смелыми и современными, чтобы предлагать продукты, которые интересуют и россиян и иностранцев».
Цели, которые власть в последнее время ставит перед российскими банками, поражают амбициозностью. Предыдущая была озвучена совсем недавно: довести ставку по кредитам банков до 6% — при том, что уровень инфляции за последние десять лет опустился ниже двузначной отметки только один раз. И вот новая идея: продукты, которые были бы интересны иностранцам (хотя в России у половины населения нет даже банковского счета).
Банкирам остается гадать, что имел в виду президент. Не имея дешевого долларового фондирования, наши банки на глобальных денежных рынках явно проигрывают своим западным собратьям, имеющим возможность фондироваться под нулевую ставку, предлагая затем на межбанке кредиты под 3—4%. А получить доступ, например, к ресурсам ЕЦБ, даже имея «дочку» в Европе, российским банковским «грандам» практически невозможно. О завоевании розничного сегмента и говорить не приходится: слишком высока конкуренция на западных рынках и слишком низок конкурентный потенциал российских банков, учитывая скудный набор предлагаемых инструментов и низкий по сравнению с западными банками уровень подготовки менеджмента. Поэтому пока основная «заграница» для российских банков — это страны СНГ, где у многих крупных банков имеются свои подразделения.
Правда, есть одна ниша, которую могли бы с успехом занять российские банки — инвестиционные продукты, в том числе и нетрадиционные для российского рынка. Банки в этом случае могли бы стать связующим звеном между российскими компаниями и западными инвесторами, способствуя привлечению иностранного капитала в страну. Вот
Эдуард ЛАРЬКИН