Мировой экономический кризис ударил по российской экономике гораздо сильнее, чем это предполагалось вначале, признал президент Дмитрий Медведев во время своего традиционного воскресного интервью одному из центральных телеканалов. «Мы пробили дно самых тяжелых ожиданий. Реальные потери, которые понесла наша экономика, оказались существенно больше, чем на то рассчитывали и мы, и Всемирный банк, и другие экспертные организации. Вначале говорили о том, что экономика упадет на 3—3,5%. Реальное падение ВВП, которое мы ожидаем по итогам этого года, может составить 7,5%», — заявил глава государства в студии «Первого канала».
Но эти печальные цифры не лишили президента России оптимизма. Для простых россиян, убежден он, глубина падения останется незамеченной. «Если говорить о самочувствии людей, если говорить о социальных последствиях кризиса, то я считаю, что как раз здесь ситуация прямо противоположная. Мы смогли в результате разумного использования антикризисных мер избежать худшего и в части, касающейся безработицы, и в части, касающейся прямых финансовых последствий кризиса, работы банковской системы, работы реального сектора», — заявил
Дмитрий Медведев пояснил, что повышение зарплат и пенсий — задача не только социальная, но и макроэкономическая. «Увеличивая пенсии, увеличивая заработную плату, даже в условиях, когда, казалось бы, нет источника для увеличения, мы тем самым поддерживаем покупательную способность людей, и мы тем самым поддерживаем внутренний рынок. Так что это не только поддержка отдельных людей, но это и поддержка экономики в целом», — заявил он.
Так что приоритет выполнения социальных обязательств сохранится в бюджете на долгие годы. Несмотря на то что в следующем году, как и в этом, федеральный бюджет будет дефицитным, президент не считает это катастрофой. «Это просто такой очень напряженный режим работы. Наша задача заключается в том, чтобы уже через год перейти к бездефицитному или минимально дефицитному бюджету. И вот на это должны быть направлены все решения правительства и наша работа в целом. Но общая стабильность, макроэкономическая стабильность, бюджетная стабильность, она, конечно, сохранится. И здесь не должно быть никаких сомнений. Мы обязаны обеспечить исполнение всех запланированных выплат. И социальных, и выплат, связанных с финансированием крупнейших программ производственно-экономических, и выплат военным, наших международных обязательств», — убежден Дмитрий Медведев.
Но есть сферы, требующие особого внимания. В первую очередь это проблема безработицы. «Здесь мы провалились тоже больше, чем ожидали. Потому как у нас было приблизительно 5 млн безработных, впоследствии цифра дошла до 7,5. Сейчас эти цифры стали меньше — значит, часть программ, которые были направлены на борьбу с безработицей, сработали. Мы обеспечим экономический рост, мы дадим возможность развиваться нашим промышленным предприятиям, но главное, чтобы безработица, уровень занятости населения находился под контролем. Вот это безусловная задача и для президента, и для правительства, и для других властей», — считает Дмитрий Медведев.
Вторая проблема, с которой пока не удается справиться, — высокая инфляция. «Понимаете, у нас и так была очень высокая инфляция. Очень сильно раскормили расходы по ряду направлений. И это, конечно, создавало проблемы. Сейчас инфляция на самом деле действительно замедлилась. В августе месяце были зафиксированы нулевые цифры по инфляции. Конечно, это связано и с тем, что общее количество денег уменьшилось, и с тем, что уменьшился объем производства. В целом это неплохо, ну, как минимум, для доходов граждан, для их покупательной способности. Я это не отношу только на стабилизационные меры. Это все-таки последствия уменьшения общего объема экономики. Сейчас наша задача — и дальше работать над понижением темпов инфляции, вывести ее хотя бы на уровень 5—7%», — заявил он.
Впрочем, о необходимости сокращать безработицу и бороться с ростом цен хорошо известно. Редкий доклад международных организаций о России обходился без этих рекомендаций. Дмитрий Медведев обратил внимание еще на одну очень характерную для России проблему. «Между моментом принятия решения и реализацией этого решения проходит огромная дистанция», — признал глава государства.
Вера СИТНИНА