Железнодорожный оператор «Универсал Трансгрупп» (УТГ) может стать первым, акционерам которого долги по лизинговым платежам могут стоить доли в компании. Как стало известно «Ъ», Альфа-банк настаивает на передаче ему 25—49% акций оператора в рамках реструктуризации задолженности за 1,2 тыс. вагонов, взятых УТГ в лизинг у «Альфа-лизинга». При хороших прогнозах роста грузоперевозок у железнодорожных компаний остается все меньше аргументов для того, чтобы отсрочить уплату долгов, говорят эксперты.
Альфа-банк может войти в капитал одного из крупных железнодорожных операторов, сообщил «Ъ» источник в банке. Все железнодорожные компании, имеющие крупные лизинговые контракты (более 1 тыс. вагонов) с компанией «Альфа-лизинг», опровергли эту информацию, и только в ЗАО «Универсал Трансгрупп» отказались от комментариев, не подтвердив и не опровергнув эту информацию.
Источник, близкий к акционерам УТГ, подтвердил, что компания ведет с Альфа-банком переговоры о реструктуризации задолженности и при этом банк «настойчиво предлагает варианты, каждый из которых подразумевает вхождение в капитал УТГ», добавив, что речь идет о доле от 25 до 49%. Но банк в качестве нового акционера не устраивает владельцев УТГ, переговоры продолжаются. «Мы хотим реструктурировать проблемный долг так, чтобы компания могла нормально работать и рассчитываться с контрагентами, с другими банками мы уже договорились об этом на комфортных условиях»,— отметил собеседник «Ъ», не уточнив при этом сумму задолженности перед Альфа-банком. По его словам, контракты с «Альфа-лизингом» были заключены еще до кризиса в 2008 году, а с тех пор цены на вагоны упали в 2,5—3 раза.
В пресс-службе Альфа-банка подтвердили факт переговоров с УТГ о реструктуризации задолженности по лизингу. «Но доля в этой компании не является целью переговоров»,— подчеркнул представитель Альфа-банка. Тем не менее источник «Ъ» в «Альфа-лизинге» пояснил, что получение доли в железнодорожной компании обсуждается. «Мы рассматриваем вагоны как хороший актив, который в перспективе будет приносить хорошую прибыль, и участие в операторском бизнесе в качестве миноритарного акционера — приемлемый вариант»,— добавил он.
ЗАО «Универсал Трансгрупп» создано в 2004 году. По данным сайта компании, в оперировании УТГ более 8 тыс. вагонов, годовой объем перевозок — около 2,5 млн тонн. УТГ входит в инвестиционно-промышленную группу «Гарант», совладельцем которой является первый заместитель гендиректора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Сергей Гущин, ранее возглавлявший фирму «Трансгарант» и входивший в совет директоров транспортной группы FESCO.
По данным агентства «Infoline-Аналитика», УТГ взяла в аренду у «Альфа-лизинга» порядка 1,2 тыс. вагонов. Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов оценивает ежемесячные лизинговые платежи за каждый вагон в среднем примерно в $1 тыс. Если предположить, что платежи прекратились в самой глубокой фазе кризиса — в январе-феврале, то долг УТГ перед «Альфой» может составлять около $10 млн, предполагает господин Безбородов.
Алексей Безбородов отмечает, что с улучшением динамики железнодорожных грузоперевозок переговоры о реструктуризации долгов с лизингодателями для операторов усложнились. «Сейчас очевидно, что доходность операторов будет расти, и их жалобы на отсутствие денег все меньше воспринимаются банками»,— отмечает эксперт. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в таких переговорах до доли в бизнесе обычно не доходит: операторы возвращают вагоны и заключают новый контракт на поставку вагонов уже по другим ценам, нередко с тем же лизингодателем, а вопросы долгов решают уже в судебном порядке. «Судя по всему, УТГ не может отказаться от вагонов потому, что они загружены работой по контрактам, или же
Алексей ЕКИМОВСКИЙ, Елена ПАШУТИНСКАЯ