Вопрос, как спасать АвтоВАЗ, так и остается без ответа. До сих пор в правительстве говорили, что принять участие в спасении завода могут госбанки, которым предлагалось подумать о конвертации долгов АвтоВАЗа в его акции. Однако самим банкам такая идея не по нраву, Внешэкономбанк и Сбербанк уже заявили, что не будут использовать этот механизм.
Глава Сбербанка Герман Греф заявил вчера, что возглавляемый им банк не собирается участвовать в конвертации долга АвтоВАЗа в дополнительные акции автозавода. «Мы не рассматриваем конвертацию долга АвтоВАЗа в акции. Мы сейчас вместе с АвтоВАЗом работаем над созданием антикризисной программы», — сказал Герман Греф, слова которого приводит агентство Reuters. Долг автозавода перед Сбербанком составляет около 14 млрд руб. (общая задолженность на начало 2010 года оценивается в 76,3 млрд руб.). Каким образом банк принимает участие в разработке антикризисной программы АвтоВАЗа, в Сбербанке вчера прокомментировать не смогли. Не комментируют этот вопрос и на АвтоВАЗе. Источник, близкий к предприятию, говорит, что детали антикризисной программы, как ожидается, будут обнародованы в будущий вторник.
Правительственные чиновники, а также представители АвтоВАЗа неоднократно заявляли, что госбанки могут принять участие в спасении автозавода, обменяв задолженность на дополнительные акции автопроизводителя. Так, в начале недели заместитель министра финансов Александр Новак заявил, что поучаствовать в этой схеме могут Сбербанк и ВТБ. Ранее обсуждалось и участие Внешэкономбанка.
Однако, как оказалось, сами банки не в восторге от такой перспективы. Позавчера зампред ВЭБа Анатолий Балло заявил, что сейчас вопрос конвертации долгов АвтоВАЗа в облигации с последующим их выкупом ВЭБом больше не рассматривается. Теперь от такой схемы отказался и Сбербанк. Получить комментарии в ВТБ не удалось.
Впрочем, ВЭБ вчера сообщил, что вопрос о конвертации долга с повестки окончательно не снимается. Этот вопрос обсуждается в рамках рабочей группы по разработке программы развития отечественного автомобилестроения. Свои предложения группа (ее возглавляют глава Минпромторга Виктор Христенко и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина) в декабре представит в правительство. Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов считает, что вариант участия ВЭБа в капитализации долга АвтоВАЗа самый логичный. «Решение еще не принято, и, судя по всему, случится это нескоро. И хотя ВЭБ не выразил интереса к участию в конвертации долга, последнее слово за правительством», — считает он.
В Минпромторге также не считают вариант с конвертацией долга приоритетным. Министерство вчера распространило комментарий замглавы ведомства Андрея Дементьева, который, ссылаясь на позицию ВЭБа, говорит, что капитализация задолженности должна применяться как последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса. «Наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности на сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета», — отметил
Стоит ли спасать отечественный автопром?
Социологический опрос рекрутингового портала SuperJob.ru показал, что 39% россиян скептически относятся к идее спасения отечественного автопрома. По мнению скептиков, российскому автопрому помогать поздно и вливание государственных денег — напрасная трата средств. «Цены на наши автомобили не соответствуют их качеству», — считает значительная часть респондентов. При этом они предлагают доверить производство автомобилей зарубежным компаниям. Тем не менее большинство опрошенных (43%) выступают за поддержку отечественного производителя. Они полагают, что развитие автомобильной промышленности — одно из приоритетных направлений экономики РФ. «Нам давно уже пора зарабатывать на собственном производстве, а не на продаже природных ресурсов. Собственный рабочий автопром — это плюс около 10% к ВВП», — аргументируют они. Затруднились с ответом 18% респондентов. Большинство их них считает, что поддерживать производителя нужно, но другими методами. Среди скептиков преобладают мужчины (47%) и люди старше 55 лет (50%). В необходимости спасения российской автомобильной промышленности убеждены молодые россияне в возрасте до 25 лет (46%).
Евгения СЕРГИЕНКО