Российская «дочка» немецкого финансового гиганта Deutsche Bank рассматривает возможность выхода на рынок розничных банковских услуг РФ за счет приобретения местной кредитной организации.
Об этом в интервью Рейтер сказал глава российского подразделения Deutsche — Дойче Банк — Игорь Ложевский.
«Дойче Банк — одна из немногих «дочек» иностранных банков в России, которая имеет полный набор банковских бизнесов за исключением розницы, — сказал Ложевский. — Для выхода на этот рынок у нас нет четких временных рамок, скорее, мы будем стремиться использовать возможности рынка».
Финансовый директор Deutsche Bank сказал в октябре, что банк рассматривает «довольно много вариантов». Сценарии возможного развития Deutsche доступны по коду.
Российские СМИ в 2006 году связывали Дойче Банк с рядом неудачных покупок средних по размерам банков РФ. Однако до сих пор Дойче концентрировался на обслуживании корпоративных клиентов и инвестициях, в то время как его конкуренты, такие как HSBC, развивали розничный бизнес.
Российские заемщики в этом году практически лишились доступа к западным кредитам, в то время как Дойче Банк за первое полугодие выдал в РФ кредиты в размере около $8—9 миллиардов, преимущественно — в виде обеспеченного экспортом финансирования крупнейших компаний.
В 2008 году объем выданных Дойче кредитов составил $15 миллиардов с учетом двух синдицированных сделок, закрытых после начала кризиса.
По словам Ложевского, банк готов выдавать необеспеченные кредиты, однако не видит спроса.
«Мы приходим к клиентам, они говорят, что мы — единственный западный банк, который
«Клиенты предпочитают брать в долг у банков с госучастием, потому что меры господдержки позволяют предприятиям фондироваться в таких банках по очень низким рыночным ставкам, хотя, по мнению тех же клиентов, даже эти цены остаются высокими. Такая ситуация стимулирует российские госбанки предлагать еще более дешевое финансирование», — сказал Ложевский.
Меньше стимулов — больше сделок
Российские компании, которые в настоящее время активно пользуются государственной помощью и гарантиями, выйдут на рынок для привлечения средств, когда лишатся господдержки, что может произойти во втором квартале 2010 года, прогнозирует Ложевский.
«Этот процесс перейдет и на реальную экономику. Меры поддержки будут уходить из банковского сектора, при этом в любом случае должна быть обеспечена стабильность банков. Когда правительство будет уверено, что такая стабильность существует, будут прекращены и меры поддержки», — сказал Ложевский.
«Банки будут очень осторожны по отношению к реальному сектору, и последний должен будет искать доступ к банковскому капиталу, доступ к рынкам капитала, либо выходить на слияние- поглощение», — добавил он.
По словам Ложевского, крупнейшей сделкой следующего года будет возвращение России на внешний долговой рынок после 10 лет отсутствия на нем. При этом реструктуризация долгов ведущего производителя алюминия Русал в скором времени также может обернуться заключением крупных сделок.
В настоящее время долг Русала составляет $16,8 миллиарда, из которых на долю иностранных кредиторов приходится $7,3 миллиарда, а $4,5 миллиарда Русал должен ВЭБу, заложив под них пакет акций в металлургическом гиганте Норильский никель.
«Мы не ожидаем ничего, такого же уровня заметности, как суверенный заем. Из крупных транзакций, конечно, все смотрят, будет ли IPO Русала, что будет происходить с Норникелем и Русалом», — сказал глава российского Deutsche Bank.
Источники в клубе кредиторов приветствовали план первичного публичного размещения акций (IPO) Русала, который может помочь крупнейшему в мире производителю алюминия привлечь необходимую ликвидность. Однако до завершения реструктуризации долга оценка компании может не удовлетворить запросы Олега Дерипаски и других акционеров Русала.
«Русал, вне всякого сомнения, может сделать IPO. Сейчас это только вопрос определения стоимости: согласятся ли контролирующие акционеры Русалa со стоимостью, которую они получат при размещении», — считает Ложевский.
Андрей ОСТРОУХ