Бурный рост российского фондового рынка, похоже, начинает пугать даже его участников. Некоторые из них уже называют происходящее шабашем и прогнозируют скорое падение цен. После которого, правда, ожидают нового витка роста.
На прошлой неделе российские биржевые индексы достигли годовых максимумов, вернувшись на уровни годичной давности — к значениям начала сентября прошлого года. Впечатляет интенсивность, с которой восстанавливается российский рынок. Со 2 октября вплоть до 12 октября индексы РТС и ММВБ демонстрировали практически непрерывный рост. При этом они ежедневно по итогам торгов прибавляли по 2,5—3%. 13 октября, правда, индекс ММВБ потерял почти 3%, а индекс РТС снизился на 2%. Однако после небольшой передышки рост возобновился с новой силой. И уже 14 октября индекс ММВБ вырос на 3%, до максимального за год значения — 1358,31 пункта, индекс РТС — на 3,23%, до 1445,25 пункта, что также стало годовым максимумом.
Одной из главных причин роста эксперты называют благоприятный внешний фон. В октябре в США начался сезон финансовых отчетностей за третий квартал 2009 года. По счастливой случайности первыми были опубликованы сильные отчетности. Они, как и в прошлом квартале, превысили самые смелые прогнозы аналитиков. Из крупнейших компаний успел отчитаться банк JP Morgan, чья выручка выросла до $3,59 млрд, то есть в семь раз по сравнению с прошлогодней ($527 млн). Результаты компаний Intel, Philips Electronics, Alcoa тоже оказались на высоте. В итоге в прошлую среду благодаря стараниям инвесторов индекс Dow Jones IA впервые за год пробил отметку 10 тыс. пунктов, вернувшись к значениям годичной давности.
Ситуация очень напоминает лето текущего года, когда рекордные для кризисных времен результаты банка Goldman Sachs положили начало глобальному ралли. Правда, тогда реакция инвесторов оказалась эмоциональнее: индекс Dow Jones IA в июле за неделю вырос в два раза сильнее, чем сейчас. Возможно, дело в том, что хорошая корпоративная отчетность начала приедаться, новостной фон в плане макроэкономической статистики продолжает оставаться не слишком благоприятным.
В первую очередь омрачает ситуацию отсутствие особых подвижек в решении главной проблемы американской экономики — растущей безработицы. Уже очевидно, что ожидавшийся к 2010 году 10-процентный уровень безработицы будет достигнут еще в текущем году. В сентябре число безработных в США выросло на 263 тыс., уровень безработицы достиг 9,8%. Вследствие роста безработицы не улучшается покупательская способность населения. По данным департамента коммерции США, вышедшим на прошлой неделе, в сентябре розничные продажи товаров упали на 1,5%. На 10,4% в том же месяце сократились продажи автомобилей.
Страшная сказка
Тем не менее политика дешевых денег, проводимая ведущими мировыми центробанками, продолжает гнать инвесторов в сырьевые активы, а также стимулировать их к вложениям в рынки акций. А если говорить о рынке нефти, дополнительный стимул для роста цен на нем появляется
Понятно, что российский фондовый рынок, крайне чувствительный к сырьевым ценам, получает при этом дополнительное преимущество. Однако даже с учетом нефтяного фактора темпы его восстановления действительно впечатляют, заметно опережая темпы роста всех остальных мировых рынков — как развитых, так и развивающихся. Только с начала октября индекс ММВБ вырос на 16%, а индекс РТС поднялся на 18%. Западные индексы за это же время показали более скромные результаты. Индекс Dow Jones IA и S&P 500 выросли на 4%, рост ведущих европейских индексов тоже не превышал 4%. Если говорить о рынках стран BRIC, бразильский индекс BOVESPA за это же время вырос на относительно скромные 7%, китайский CSI 300 — на 6,5%, индийский S&P CNX Nifty даже снизился на 0,5%.
Инвесторы ринулись на российский рынок. Согласно данным Emerging Portfolio Fund Research, приток средств в фонды России и стран СНГ за первую неделю октября составил $71,5 млн. Неделей раньше инвесторы вложили в них $164,6 млн, что стало рекордным недельным показателем этого года.
Столь масштабные инвестиции, по оценке аналитиков Альфа-банка, не могут не вызывать опасений. В своем обзоре они отмечают: «Темпы восстановления экономики — как глобальной, так и российской — и фондовых индексов демонстрируют существенный разрыв. Более того, эксперты говорят о неустойчивом состоянии экономики — мировой и отечественной, в частности. Авторитетные экономисты указывают на надувание «плохого» пузыря — мощной разбалансировки макроэкономической ситуации».
Действительно, ситуация в экономике пока не радует. Например, на прошлой неделе министр промышленности и торговли России Виктор Христенко сообщил, что объем производства промышленной продукции в России за девять месяцев текущего года снизился на 16,5% к аналогичному периоду 2008-го. По его данным, объем производства в обрабатывающих отраслях за январь-август 2009 года составил 80,2% к январю-августу прошлого года.
Министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин тоже не дал поводов для радости. В интервью журналу «Промышленник России» он предположил, что в ближайшие два года могут прекратить существование до 200 российских банков. В этой связи примечателен и вышедший на прошлой неделе обзор рейтингового агентства Moody`s, по оценкам которого к концу 2009 года объем проблемных кредитов в России превысит $110 млрд, что составит около 20% общего кредитного портфеля российских банков.
Если принять во внимание такой новостной фон, неудивительно, что участников фондового рынка стали пугать масштабы нынешнего роста. Некоторые из них уже называют происходящее шабашем. Отметим, что по сравнению с ситуацией месячной давности доля таких комментариев резко возросла, фактически такая точка зрения стала господствующей. По логике вещей это должно означать скорую коррекцию. Смущает одно: за прошедший год российский фондовый рынок не раз доказывал, что логика не самое сильное его место. Да и рассуждения экспертов о том, что коррекция будет краткосрочной, после чего начнется новый виток роста, к числу абсолютно логичных тоже не отнесешь.
В России
Александр Головцов, начальник управления аналитических исследований УК «Уралсиб»:
— Рост российского фондового рынка связан с вполне объективной причиной — притоком ликвидности, вызванным удешевлением капитала. Ставки сейчас очень низкие. К примеру, ставки по евробондам вернулись к докризисным значениям. Западные рынки так бурно не реагируют на это, так как дешевые деньги начали поступать туда немного раньше. Сейчас же инвесторы стали вкладывать в активы развивающихся рынков — к примеру, рынок Бразилии практически вернулся к своим докризисным уровням. Тот момент, когда наблюдаемый тренд закончится, может наступить через три года — не ранее наступления очередного цикла экономического кризиса. По моим оценкам, к концу этого года российский рынок или еще немного вырастет, или, что вероятней, сохранится примерно на текущих значениях. Хотя в ближайшее время можно ожидать технической коррекции, так как рынок объективно перегрет. Но уже в начале будущего года можно прогнозировать дальнейший рост рынка. Различные фонды, в том числе пенсионные, начнут вкладывать деньги в бумаги, от которых они избавились во время кризиса.
Алексей Павлов, заместитель начальника аналитического департамента ИК «Арбат Капитал»:
— В настоящий момент существует два фактора, которые являются драйверами подъема. Во-первых, это обилие дешевой ликвидности, а во-вторых — алчность инвесторов, которую только разогревает растущий рынок. Поэтому ситуация на биржах сейчас уже довольно резко контрастирует с тем, что происходит в реальной экономике, которая просто не успевает за фондовыми индексами. А значит, надуваются очередные пузыри. Однако в ближайшее время они вряд ли лопнут, поскольку финансовые власти ведущих мировых держав пока не готовы наступать на горло дешевой ликвидности, боясь погубить зеленые ростки экономического роста. Сказать, когда закончится весь этот шабаш, довольно трудно, однако до конца года продолжение ралли более чем вероятно.
Регина Гирфанова, портфельный управляющий ИК «Третий Рим»:
— Рост российского рынка объясняется сразу несколькими факторами. Например, ослабевающим долларом и, как следствие, дорожающей нефтью. Еще одним фактором являются низкие процентные ставки, благодаря которым в финансовой системе много денег. Вполне умеренная макроэкономическая статистика и позитивные ожидания от корпоративной отчетности компаний США сейчас оправдываются выходящими отчетами, что также является поводом для покупки акций. Все закончится в тот момент, когда перестанут работать вышеперечисленные факторы: ставки пойдут вверх, доллар начнет укрепляться, цены на нефть понизятся, а статистика окажется хуже ожиданий рынка. В случае, например, если будут явно видны темпы роста безработицы, это естественным образом станет поводом для выхода инвесторов с рынка и бегства в качество, то есть в доллар, который пока никто не отменял, несмотря на все разговоры.
Александр Иванищев, начальник аналитического отдела ФЦ «Инфина»:
— Основных причин роста несколько. Во-первых, переоценка инвестиционных рисков на фоне первых признаков восстановления мировой экономики. Инвесторы поверили в то, что худшие времена позади, и увидели новую перспективу. Второе — избыточная денежная ликвидность как результат политики низких ставок. Деньги есть, они дешевы, однако объемы кредитования реального сектора пока еще не вернулись к докризисным уровням. В итоге значительные средства просачиваются на фондовый рынок — банкам нужно зарабатывать. И третье — это бегство от доллара. Слабость американской валюты заставляет инвесторов искать альтернативные варианты вложений, в том числе в рискованные активы — акции, сырье. Влияние спекулятивных факторов в текущей ситуации очень велико. Инвесторам на таком рынке делать нечего: слишком горячие цены. Как только спекулянты увидят угрозу своим прибылям, последует стремительная коррекция вниз, начало которой возможно уже на этой неделе. Примерный ориентир коррекции по индексу ММВБ — 1100—1150 пунктов. Тем не менее мы считаем, что после коррекции рост будет продолжен как минимум до февраля следующего года. Так что у инвесторов еще будет благоприятная возможность для того, чтобы войти в рынок, например, в ноябре.
Ольга Изюмова, управляющий активами ИК «Пилгрим Эссет Менеджмент»:
— В основе роста российского рынка лежат два основных фактора: благоприятный внешний новостной фон и приток ликвидности. Котировки российских акций в большей степени реагируют на ситуацию на мировых площадках, чем на экономические реалии в стране. Слабость американского доллара, стартовавший сезон отчетностей и умеренно позитивная макроэкономическая статистика толкают рынки выше. Стабилизация безработицы и небольшой рост инфляции провоцируют резкое бегство инвесторов из американского доллара на рынки сырьевых товаров — в первую очередь золота — и других валют. Пока длится сезон отчетности, рынки, скорее всего, будут оставаться устойчивыми; одна из причин в том, что, как правило, прогнозы прибылей компаний, которые дают аналитики, более или менее сдержанные по сравнению с реальными цифрами, поэтому выход отчетности поддерживает рост. Мы ожидаем некоторой коррекции рынков в ноябре, однако, на наш взгляд, она будет непродолжительной, и мы рекомендуем воспользоваться ею как моментом для входа в рынок.
Мария ГЛУШЕНКОВА, Ольга КОЧЕВА