GE Money Bank подключился к агентской сети «Газфонда». В офисах банка будут заключать договоры об управлении пенсионными накоплениями.
«Газфонд» подписал соглашение с GE Money Bank о дистрибуции в офисах банка договоров об управлении пенсионными накоплениями населения, сообщили Infox.ru в фонде.
GE Money Bank — банковское подразделение компании General Electric, оказывающее услуги потребительского кредитования. В России работает с ноября 2004 года, обслуживая потребителей через собственные отделения и более чем 280 офисов продаж в крупных торговых центрах. Банк имеет филиал в Санкт-Петербурге и представительства в Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Самаре, Ростове-на-Дону и Челябинске.
Представитель «Газфонда» рассказал, что к пенсионной программе будут привлекаться заемщики GE Money Bank, «которые уже прошли довольно тщательную проверку». «Стандарты работы банка устраивают нас», — объяснил он сделку с банковским подразделением General Electric.
По данным Investfunds.ru, по состоянию на 30 июня 2009 года «Газфонд» лидировал среди всех НПФ по объему пенсионных резервов в управлении (236,8 млрд руб., 47,83% рынка), занимал четвертое место по объему пенсионных накоплений в управлении (3,98 млрд, 5,92% рынка) и восьмое — по количеству застрахованных по ОПС лиц (173,69 тыс. чел., 3,1% рынка). «Газфонду» принадлежит 50% плюс одна акция Газпромбанка.
Собственной агентской сетью сейчас владеют только НПФ, созданные при банках, среди которых «Газпромбанк-фонд», НПФ Сбербанка, «Райффайзен», «ВТБ Пенсионный фонд», НПФ Альфа-банка и другие. Остальные вынуждены заключать с населением договоры через офисы сторонних банков, ритейловые сети или с помощью агентов — физических лиц. Например, один из крупнейших фондов — НПФ электроэнергетики в 2004 году выбрал в качестве расчетного банка Промсвязьбанк, НПФ «Лукойл-Гарант» в 2007 году — Кредит Европа банк и Абсолют-банк.
20 июля 2009 года Пенсионный фонд России (ПФР) наложил запрет на заключение договоров ОПС в банковских офисах. В ПФР объясняли свою позицию необходимостью бороться с нарушениями при заключении договоров обязательного пенсионного страхования. Ссылаясь на Гражданский кодекс, ПФР объяснил, что в части договора, которая требует подписей сторон, должна быть указана должность лица, подписавшего договор со стороны негосударственного пенсионного фонда. «Таким образом, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, заключение договора об ОПС уполномоченным должностным лицом НПФ является существенным или необходимым условием для договоров данного вида», — говорилось в письме ПФР.
Эксперты ПФР подчеркивали, что заключение договора об ОПС от имени НПФ иными организациями «является нарушением ч. 1 ст. 422 ГК РФ, которая предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам». «Следовательно, подписывать договоры об ОПС с застрахованными лицами от имени НПФ могут только уполномоченные должностные лица НПФ, состоящие с данным НПФ в трудовых отношениях», — настаивал Пенсионный фонд.
Это означает, что негосударственные пенсионные фонды не могли работать по агентской схеме, которая действовала ранее и действует сейчас. В соответствии с ней НПФ отдают заключение договоров обязательного пенсионного страхования ритейловым сетям или агентам — физическим лицам. Согласно письму ПФР распространение договоров ОПС через агентов может быть законным, если они зачислены в штат НПФ. В сентябре Пенсионный фонд отменил запрет на работу НПФ через агентские сети.
«Так как запрет все-таки отменили, значит, поняли, что создание собственной агентской сети сейчас, в проблематичный для всех период, более затратно, чем использование сторонних сетей, — говорит операционный директор НПФ «Социум» Алексей Белоусов, — так что заключение соответствующих договоров НПФ с банками вполне безопасно с точки зрения политических рисков». По его мнению, гораздо важнее снизить риски мошенничества со стороны банков, поэтому в качестве партнеров НПФ следует выбирать «солидные и дружественные» кредитные организации.
«Единственный минус в этой схеме, — добавляет эксперт. — тяжело операционистам банка, которым помимо основных банковских функций приходится оказывать непрофильные услуги. Лучше, когда это делают отдельные консультанты. С другой стороны, людям, которые приходят в банк, удобнее решать все финансовые вопросы, в том числе связанные с пенсиями, в одном офисе». Идеальный сейчас, по его мнению, вариант для НПФ — создавать «нечто среднее между финансовым супермаркетом и собственной сетью».
«Развитие работы с розницей — это современный тренд, который уже подхватили многие НПФ и страховые компании, — соглашается директор по коммуникациям НПФ электроэнергетики Ирина Ушакова. — Создание своей сети требует больше финансовых и временных затрат, чем использование других сетей. Особенно актуально это стало с началом кризиса».
Евгений НОВИКОВ