Российские власти не оставляют попыток заставить работать принятые год назад антикризисные меры. На сей раз в ход пущена «тяжелая артиллерия» в лице председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина.
Выступая в Новосибирске на совещании руководителей контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа, глава СП потребовал от получивших господдержку банков снижения ставки кредитования для предприятий реального сектора. «Мы ведь можем забрать лицензию у парочки банков, и остальные сразу задумаются», — заявил Степашин. По словам главы Счетной палаты, он вовсе не собирается пугать банкиров, «но все-таки совесть надо иметь».
Досталось в ходе заседания и крупнейшим российским корпорациям. По словам Степашина, их собственники в начале кризиса поспешили выплатить себе промежуточные дивиденды за I полугодие или за 9 месяцев 2008 г., изъяв тем самым из оборота сотни миллиардов рублей, после чего обратились за господдержкой.
«Осенью прошлого года, когда наступление кризиса было уже очевидно, все крупнейшие корпорации России провели внеочередные собрания акционеров, на которых было принято решение о выплате промежуточных дивидендов. Были выплачены весьма значительные суммы — по 10—20 миллиардов рублей», — заявил Степашин. «Таким образом, многие крупнейшие корпорации и холдинги перед кризисом остались без оборотных средств. Их собственники сознательно изъяли из финансового оборота сотни миллиардов рублей, а затем обратились за помощью государства. В ряде случаев эта поддержка была оказана», — посетовал глава СП.
По мнению чиновника, такие действия не должны оставаться безнаказанными, в связи с чем Сергей Степашин предложил «повысить ответственность собственников и менеджмента предприятий — получателей господдержки за эффективность использования предоставленных средств и усилить контроль за дивидендной политикой». Свои предложения на этот счет глава СП обещал озвучит завтра на заседании Госдумы.
Столь резкие действия в отношении анализа результатов расходования средств господдержки, по всей видимости, объясняются осознанием российскими властями ее крайне низкой эффективности. Влив минувшей осенью миллиарды рублей в крупные компании и банки, правительство по сути повторило действия администрации Джорджа Буша, активно критикуемые сегодня в США. Огромные финансовые вливания позволили удержать на плаву неповоротливые и малоэффективные корпорации и банки, но никак не способствовали спасению остальной экономики.
Судя по словам Степашина, правительство все еще надеется заставить «поддержанные» банки начать кредитование реального сектора. Однако успех подобного начинания видится весьма сомнительным. За время кризиса риски, связанные с подавляющим большинством промышленного производства, в стране существенно выросли. Это означает, что значительная часть выделенных реальному сектору кредитов может оказаться невозвращенной. Поэтому даже под угрозой отзыва лицензии (что маловероятно) банки еще долго будут искать все возможные способы (лоббизм, подходы к высоким чиновникам) дабы избежать кредитования производственных предприятий. Изменить ситуацию может только резкое улучшение общей экономической конъюнктуры или повышение эффективности самого промышленного производства. Последнее, по понятным причинам, в обозримой перспективе вряд ли возможно.
Игорь РЫБИН