Вчера Минэкономразития провело первую публичную экспертизу поправок в закон «О банкротстве». Площадкой для обсуждения законопроекта, призванного исключить «прокредиторскую» направленность законодательства, стала Всероссийская конференция РСПП и ТПП. Всех участников процесса — от должников до кредиторов — заботил тот факт, что из сотен тысяч банкротящихся предприятий только единицы доходят до стадии оздоровления.
Своевременность поправок в законодательство «О банкротстве» обусловлена кризисом, признался на конференции помощник президента России Аркадий Дворкович: «С моей точки зрения, у нас основная проблема, которая заложена в законодательстве, это возможность агрессивных действий любой из сторон в процессе процедуры банкротства».
В нынешнем законе слишком много пространства для произвола, считает Дворкович. «Формально стороны действуют по букве закона, в соответствии с теми процедурами, которые прописаны, но та свобода действий, которая заложена, обуславливает агрессивный характер поведения иногда должников, иногда кредиторов, в зависимости от того, кто является сильной стороной, кто успел быстрее в каждом конкретном процессе, за кем оказалась инициатива в каждом конкретном деле», — пояснил помощник президента.
В одних случаях достаточно агрессивно действуют должники, уводя ценные активы. В других случаях — кредиторы, мысли которых целиком и полностью направлены на создание ситуаций, при которых должник будет не в состоянии сохранить работающий бизнес, и все сводится к распродаже отдельных активов. «Такая система и в законодательстве, и в правоприменении показала себя неэффективно как и до кризиса, так и в период кризиса, — заявил Аркадий Дворкович. — Я согласен с общим посылом, что должен быть баланс интересов в банкротстве».
Глава ФНС Михаил Мокрецов привел любопытную статистику своего ведомства, которое уполномочено участвовать в делах о банкротстве, только представляя интересы государства. Он пояснил, что цифры наглядно демонстрируют общий тренд — в финансовом оздоровлении потенциальных банкротов не заинтересован никто. «ФНС представляет интересы России более чем в 23,5 тыс. случаев банкротств организаций. В процедуре наблюдения находятся 5,3 тыс. организаций. Во внешнем управлении всего лишь 226 организаций, это менее 1%, — перечислял Мокрецов. — В процедуре финоздоровления находится всего лишь 26 организаций, из них за девять месяцев удалось восстановить платежеспособность и выйти из процедуры оздоровления всего лишь четырем организациям.
В конфликте интересов
Инга ВОРОБЬЕВА, Елена ЗИБРОВА