Чиновники увязли в спорах, как и чем поддержать российский экспорт. ВЭБ настаивает на ликвидации правительственного агента по помощи компаниям — собственной «дочки» Росэксимбанк. Вместо него госкорпорация предлагает создать агентство, которое займется страхованием экспортных рисков.
Предложение ВЭБа о ликвидации Росэксимбанка содержится в концепции развития дочерних банков госкорпорации, которая рассматривалась на заседании ее наблюдательного совета 8 октября. Тогда председатель ВЭБа Владимир Дмитриев сказал, что «основные направления деятельности» были в целом одобрены.
Члены наблюдательного совета концепцию еще не подписали, рассказывают чиновник аппарата правительства и источник, близкий к ВЭБу. Есть несколько спорных вопросов, один из них — судьба Росэксимбанка, сказал сотрудник Белого дома: модель страхования экспортных контрактов не определена, но уже ясно, что Росэксимбанк с этой работой не справляется.
Российский экспортно-импортный банк был создан в 1994 г. как агент правительства по оказанию поддержки промышленному экспорту. Его самый известный проект — помощь в поставке российской авиатехники (три Ил-96-300 и три Ту-204) на Кубу в 2005—2007 гг. Банк профинансировал 85% стоимости трех контрактов, заключенных «Ильюшин финанс Ко» с кубинской Aviaimport S. A., предоставив покупателю кредит в $31,8 млн. А в 2008 г. банк профинансировал закупку тепловозов и двигателей Коломенского завода Белорусской железной дорогой — банк открыл для «АСБ Беларусбанк» кредитную линию с лимитом до 400 млн руб.
ВЭБ пытался убедить правительство, что Росэксимбанк не может широко развернуть страховую деятельность
Этот вариант уже отвергнут, знает чиновник Минфина: «Выделение лимитов, тем более таких крупных, из казны на следующий год уже закрыто». Бизнес Росэксимбанка может войти в ВЭБ, тем более что по закону о Банке развития именно госкорпорация, а не ее «дочка» должна страховать экспортные кредиты от коммерческих и политических рисков, говорит чиновник ведомства, участвующего в обсуждении судьбы Росэксимбанка. Если функции Росэксимбанка перейдут ВЭБу, то «дочку» госкорпорации можно закрыть, добавляет другой чиновник. Еще один вариант — создать на основе Росэксимбанка агентство по экпортно-импортным операциям. «Это наиболее вероятный сценарий», — говорит собеседник «Ведомостей». При каком органе появится агентство — ВЭБе или Минэкономразвития, — еще не ясно, сказал чиновник Минфина: «Агентство при госкорпорации — странное сочетание, агентство при министерстве — не совсем эффективно».
Нет смысла создавать агентство, у которого будут те же функции, что и у Росэксимбанка, объясняет позицию Минфина его чиновник: «Меняется только терминология, а не суть дела: термин «гарантии» заменяется термином «страховка». Надо совершенствовать действующую систему, а не создавать с нуля новую с прежними проблемами, добавляет он. «Многие факторы объективно препятствуют успешному развитию института господдержки экспорта, — признает председатель правления банка Николай Гаврилов. — Но предоставление государством экспортных гарантий — важный показатель стремления правительства дать импульс развитию экспортной составляющей производства в высокотехнологичных отраслях экономики». Модель страхования экспортных контрактов будет определена в ближайшее время на совещании у вице-премьера Алексея Кудрина, говорит чиновник Минфина. Выбранную модель начнут внедрять с 2010 г., рассчитывают чиновники и сотрудники ВЭБа.
Недоразвитость российской системы страхования экспортных контрактов соответствует состоянию отечественной внешнеторговой деятельности, считает партнер ФБК Игорь Николаев. «Росэксимбанку, конечно, большое спасибо, — говорит первый заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков. — Но если признаться честно, то и ставки, и сроки, и условия кредитования «Росэксима» сильно проигрывают в сравнении с аналогичными услугами подобных организаций в других странах». Для реальной поддержки экспорта надо кардинально изменить систему, добавляет он.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Дмитрий КАЗЬМИН