Банковский «пластик» давно не дает покоя российским госструктурам. Сначала о желании «отрегулировать» этот рынок выступил ЦБ, теперь за дело взялись депутаты. Парламентарии предложили новый законопроект, обязывающий банки указывать размер комиссии за снятие наличных как на экране банкомата, так и на чеке. Но финансисты утверждают, что технически это сделать невозможно.
Как писали ранее «Финансовые Известия», необходимостью урегулирования рынка банковских пластиковых карт уже озаботился Центральный банк Российской Федерации. В сентябре 2009 года заместитель директора департамента регулирования расчетов Банка России Алма Обаева в ходе конференции «Банковские карты: фиктивность бизнеса» заявила, что регулятор намерен проследить за информативностью и прозрачностью ценообразования в сегменте банковских карт. При этом представитель ЦБ отметила обеспокоенность неясностью в тарифах на снятие наличных в банкоматах и комиссий при безналичной оплате покупок.
Тогда регулятор пообещал, что позаботится о вводе определенных критериев для расчета тарифов на снятие наличных с банковского «пластика» и не исключил введения мер надзорного реагирования в отношении особенно «жадных» по части комиссий банков.
Теперь тарифная «непрозрачность» банковского «пластика» обеспокоила и других чиновников. На текущей неделе депутат фракции «Единая Россия» Анатолий Губкин и депутат фракции ЛДПР Денис Волчек внесли в Госдуму РФ законопроект, обязывающий банки указывать в банкоматных чеках размер снимаемых комиссионных процентов. По словам чиновников, соответствующие поправки могут быть внесены в статью № 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Суть поправок будет заключаться в введении в данный закон положения, в соответствии с которым кредитная организация обязана информировать держателя банковской карты при снятии им наличных в банкоматах о размере комиссионных процентов банка с помощью предупреждающей надписи на экране банкомата, а также выводить соответствующую строку на чеке АТМ (Automated Teller Machine) по итогам операции.
Основной мотивацией для депутатов стала якобы нечистоплотность банков в период экономической нестабильности. «Это неприемлемо, особенно в условиях финансового кризиса, когда банки за последнее время подняли стоимость комиссии в 2—3 раза по сравнению с 2008 г. и не информируют клиентов об этом», — говорится в документе. Однако опрошенные «Финансовыми Известиями» банкиры отмечают, что никаких тарифных повышений на снятие наличных с АТМ в их кредитных организациях не было. «Тарифы для плаcтиковых карт на данный момент довольно сбалансированы на российском банковском рынке и не нуждаются в корректировке. Завышать их неэффективно, неудобно и невыгодно в первую очередь для самих банков», — говорит директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов.
Однако банкиры отмечают, что в период кризиса все-таки было повышение «пластиковых» тарифов, но коснулось оно не снятия наличных, а конвертационных операций через банкомат. «В период волатильности курса доллара имела место быть массовая спекуляция с валютой. Тогда потребители клали на карты рубли, снимали доллары и продавали их, проделывая эту операцию несколько раз в день. Банки были вынуждены принять меры», — рассказывает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых.
Участники рынка также отметили, что не совсем понимают, каким образом на практике будет реализован данный законопроект. «Согласно правилам платежных систем в случае снятия клиентом с АТМ наличных средств в валюте страны пребывания банк, которому принадлежит банкомат, не взимает дополнительную комиссию. Списание комиссионных производит банк — эмитент пластиковой карты. Как правило, другой кредитной организации такая информация не доступна, и моментальный вывод на чек или на экран банкомата списанной комиссии технически не возможен», — поясняет Елена Дворовых. Эксперты уверены, что максимальный эффект, которого смогут добиться депутаты от внедрения нового законопроекта, — это извещение клиента, выведенное на чек или экран банкомата, о том, что с суммы может быть взята комиссия в определенном процентном соотношении от количества снятых средств.
Рита ДОЛЖЕНКОВА