Российские госбанки в ближайшее время могут получить возможность стать монополистами на рынке депозитарных услуг в части сопровождения программ GDR российских эмитентов. Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила проект приказа о выпуске нулевых программ депозитарных расписок, согласно которому заниматься запуском подобных программ смогут лишь российские госбанки. Прежние лидеры этого рынка — «дочки» зарубежных банков-депозитариев — не смогут участвовать в этом бизнесе
Вчера ФСФР разместила на своем сайте проект приказа «О внесении изменений в положение о порядке выдачи ФСФР разрешения на размещение или организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ». Этот документ позволит не только крупным акционерам, но и миноритариям российских компаний конвертировать свои бумаги в депозитарные расписки для последующего обращения на западных фондовых биржах по упрощенной схеме, не требующей, в отличие от действующего порядка выпуска GDR, обязательного размещения не менее 30% эмиссии на внутреннем рынке.
Согласно новому механизму программ GDR, российский депозитарий будет заключать соглашение с компанией-эмитентом, затем получать разрешение ФСФР, собирать заявки на конвертацию от акционеров. После этого банк-эмитент расписок (традиционные лидеры — BNY, JP Morgan, Deutsche Bank) будет выпускать бумаги.
Минимальный объем конвертации не установлен — акционер сможет конвертировать любое количество акций. Максимальный объем конвертации акций в расписки составит 25% от общего объема бумаг. Нулевые программы можно будет открывать только по бумагам, включенным в список А первого и второго уровня. Сейчас у всех эмитентов из этих списков уже запущены программы депозитарных расписок. Исключением является Сбербанк. «Поскольку 25% акций Сбербанка — это более 60% его бумаг в свободном обращении, мы предполагаем, что в депозитарные расписки ему разрешат конвертировать 5—15% акций (стоимостью $3—8 млрд при текущих ценах)»,— отмечают в своем исследовании аналитики «Тройки Диалог».
Впрочем, опубликованный вчера проект приказа предполагает, что заниматься конвертацией локальных акций в расписки смогут лишь российские депозитарии, которые удовлетворяют ряду требований. Так, в программе смогут участвовать депозитарии с опытом работы не менее семи лет, к которым не применялись процедуры несостоятельности или приостановка лицензии. Кроме того, рыночная стоимость ценных бумаг, принятых депозитарием на обслуживание, должна быть не менее 150 млрд руб., а размер собственного капитала депозитария также должен составлять не менее 150 млрд руб.
По итогам третьего квартала этого года условию по достаточности собственного капитала удовлетворяют только четыре депозитария — Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и Газпромбанка. Глава ФСФР Владимир Миловидов отмечает, что подобное решение направлено на то, чтобы защитить интересы российских локальных депозитариев и усилить их роль на рынке предоставления депозитарных услуг по выпуску GDR.
«Дочки» зарубежных банков — депозитарии ING и Дойче банка, которые были традиционными лидерами на рынке депозитарных услуг программ GDR,— требованию по достаточности собственных средств не соответствуют. Руководитель депозитарного подразделения ING Wholesale Banking Наталья Сидорова не считает, что предложения ФСФР приведут к сокращению объемов бизнеса депозитариев, однако, по ее словам, подобная инициатива регулятора может свидетельствовать о том, что госбанки получают карт-бланш на депозитарные услуги в части проведения новых эмиссий. «В этом случае мы потеряем часть бизнеса на рынке депозитарных услуг»,— указывает госпожа Сидорова. По мнению председателя совета директоров ПАРТАД Петра Ланскова, подобное решение ФСФР приведет к укреплению монополии госбанков на рынке депозитарных услуг. Он отмечает, что риски депозитариев минимальны и поэтому введение жестких ограничений по собственным средствам излишне.
Представители депозитариев госбанков пока не готовы обсуждать предложения ФСФР. «В Сбербанке считают преждевременным обсуждение деталей применимости мер, предлагаемых ФСФР»,— сообщили в пресс-службе банка. В ВТБ, Газпромбанке и ВЭБе отказались от комментариев.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ