Уровень экономического оптимизма пошел вверх. Все больше стало осторожных предположений на тему того, что конец кризиса не за горами. Шумнее в ресторанах, рекламные блоки длиннее, появились новые вакансии, дорожает аренда жилья и офисов, чиновники перестали прятаться и вновь открыто участвуют в гламурных загулах. Между тем уверенность в том, что худшее миновало, иллюзорна.
Оптимизм в основном базируется на одном — дорожающей нефти. Но дело даже не в том, что цена на нефть снова может упасть. В прошлом ноябре я уже писал: есть серьезные основания, что нефть будет довольно дорогой в среднесрочной перспективе. Однако это не позволит в полной мере восстановить докризисную модель экономики. Ее, кстати, не столько насаждала власть, сколько очень любило население, которому также доставалась часть ренты в том или ином виде.
Но уже нельзя будет тратить столь же значительные средства на различные «распилы» — номенклатурные или социальные. Многие проблемы, о которых долго говорилось, приблизились. Все понимали, что мы прежде всего доедаем старое наследие. Но никто не верил, что когда-то доедим. А вот доели-таки. Например, добыча углеводородов будет обходиться на порядок дороже, чем раньше, и в прежнем объеме «отжимать» сырьевые отрасли уже не получится. Капитальные вложения наших вертикально-интегрированных нефтяных компаний выросли в первом полугодии 2009 г. почти на 25%, а добыча нефти с конденсатом за первые девять месяцев увеличилась всего на 0,6%. Это означает, что цена нефти на скважине будет неуклонно расти. Добыча будет смещаться на восток и север и прежних доходов в бюджет приносить не будет. Ведь нужно создавать новые добычные провинции и транспортную сеть, что потребует огромных расходов. Нефтегазовый комплекс, который многие считали чуть ли не причиной нашей экономической отсталости, будет больше тратить на себя. О чем и говорит обнуление налогов и пошлин на восточные месторождения. Самое время показать нам новую экономику, но ее как раз и не наблюдается. Даже экономический кризис ни к каким структурным сдвигам не привел.
Не буду напоминать про состояние инфраструктуры (это гораздо лучше сделала авария на Саяно-Шушенской ГЭС). Сотни раз говорили про приближающуюся пенсионную проблему, про резкое сокращение числа работоспособного населения. Все эти вопросы не новы и очевидны.
Все говорят — надо победить коррупцию. И ничего. Все пишут — наука деградирует. Оглянулись — точно, деградирует. И живем как жили. Президент пишет статью про крайне опасное состояние страны. Обсудили, разошлись. Дальше он выступит с посланием, возможно, столь же жестким и лишенным благодушия. Опять покиваем головами и будем жить надеждой, что пронесет. А ведь не пронесет. Вторая волна кризиса не просто пугалка. Хотя гораздо проще ждать возвращения докризисного праздника жизни, чем
Константин СИМОНОВ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности