Инвестиции в женщин — вот суть инвестиционной декларации швейцарского фонда Women’s Leadership Fund, который через несколько дней начнет работу. Его средства будут вложены в компании, в топ-менеджменте которых много женщин.
Фонд Womens Leadership Fund с оригинальной инвестиционной декларацией — инвестиции в женщин — создан швейцарской компанией Naissance Capital при поддержке Шери Блэр (Cherie Blair), супруги бывшего премьер-министра Великобритании, и бывших глав правительств Канады и Новой Зеландии, пишет Financial Times (FT).
Создатели фонда рассчитывают, что в скором времени он займет лидирующие позиции среди организаций, инвестирующих в развитие компаний, где очень мало или совсем нет женщин-руководителей. При этом основной целью фонда называются инвестиции в проекты стоимостью до 2 млрд долларов, хотя стартовый капитал составил всего 1,5 млн долларов.
По мнению авторов FT, создание фонда отражает растущий интерес к гендерному разнообразию в компаниях, связанный с верой в большую результативность бизнеса со смешанным руководством по сравнению с корпорациями, ядро менеджмента которых составляют мужчины.
Женские инвестиции — это непросто
Впрочем, FT отмечает, что, несмотря на многолетние научные исследования, точно связь между успешностью проекта и женским руководством пока никто не доказал. Более того, недавний опыт доказывает, что к «женской» инвестиционной идее нужно относиться со здоровой долей скептицизма.
Речь идет о том, что созданный несколько лет назад фонд Amazone Euro оказался не слишком успешным — его активы упали с пиковых 18 млн евро в 2007 году до 3 млн евро. При этом женевская компания AMM Finance также утверждала, что фонд в своей инвестиционной практике исходит из того, что присутствие женщин среди управленцев улучшает финансовые показатели компании.
Вице-президент объединения предпринимательских организаций России «ОПОРА» Наталья Ушакова также скептически относится к теории о большей успешности женщин в сравнении с мужчинами.
«Если бы женщины были успешнее в бизнесе, чем мужчины, наверно список журнала Forbes выглядел бы несколько иначе», — шутит она. Речь о том, что только 42 женщины входят в список Forbes 400, при этом их среднее состояние составляет 3,36 млрд долларов.
Однако Наталья Ушакова признает, что компании, которые возглавляют женщины, стабильнее и более долговечны, чем те, которые возглавляют мужчины. Она объясняет это тем, что женщины усидчивее мужчин и менее амбициозны, а значит, рассчитывают на долговременный результат, а не на сиюминутную выгоду.
Женская доля все еще мала
По данным исследования компании McKinsey «Women Matter», в Европе среди руководителей структур власти и топ-менеджеров компаний только 11% долю занимают женщины. Фактически это подтверждается и структурой списка Forbes.
«Это ментальность, которая складывалась веками, что даже продемонстрировано семантикой многих языков мира. Переломить ее за 100 лет невозможно, — говорит управляющий директор KellyOCG Наталия Матусова. — Другое дело, что одни страны справляются с этим успешнее, например европейские страны или США; в других странах этот процесс куда медленнее, как например, в России и азиатских странах».
По мнению Наталии Матусовой, в России, в том, что касается работы, дискриминация по половому признаку процветает. «Чтобы это понять, стоит взглянуть хотя бы на верхний уровень вертикали власти — министерский. Из 18 министров только три женщины. В бизнесе ситуация еще критичнее — на управленческих позициях женщин очень мало, хотя в сравнении с Россией десятилетней давности ситуация улучшается», — полагает эксперт.
Женский капитал растет с каждым годом
В принципе новый фонд может рассчитывать в том числе на привлечение «женского» капитала. Ведь реальная роль женщин в мировой экономике более чем значительна. По оценке Всемирного банка, к 2014 году общий доход всех женщин в мире вырастет на 5 триллионов к текущему и составит около 18 триллионов долларов, что в два раза больше прогнозируемого в 2014 году ВВП Индии и Китая вместе взятых.
При этом, по данным исследования Boston Consulting Group (BCG), в лучшем случае женщины чувствуют недостаток внимания к себе и своим нуждам, в худшем — полностью считают, что их игнорируют, и особенно это касается сферы финансовых услуг. Исследование BCG, проведенное среди 12000 женщин в 40 регионах по всему миру показало, что Интернет-банкинг, а также инвестиционные и страховые продукты совершенно неудобны для женщин-потребителей.
По мнению управляющего директора China Market Research Group Шона Рейна (Shaun Rein) истории растущих экономик, таких как Китай, основаны на историях «фабричных девчонок», молодых женщин, которые обнаружили силу «платежеспособности» в условиях развивающейся экономики. Несмотря на кризис, расходы американских домохозяйств в первые 9 месяцев 2009 года увеличились на 15% — в значительной мере за счет расходов женщин в возрасте до 35 лет. «Женщины начали зарабатывать если не больше, то по крайней мере столько же, сколько и мужчины», — говорит Рейн.
В последнем отчете министерства труда США среди плохих новостей о безработице затерялись исторически важные сведения о растущем влиянии «феминомики» (womenonics). Впервые количество работающих женщин было почти равно количеству работающих мужчин. А к концу нынешнего года ожидается, что количество работающих женщин превысит число трудоустроенных мужчин.
Анна ЛЕВИНСКАЯ