Самая ожидаемая книга о финансовом кризисе — 600-страничное расследование журналиста The New York Times Эндрю Росса Соркина Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System — and Themselves» («Слишком большие, чтобы рухнуть: Инсайдерская история о том, как Уолл-стрит и Вашингтон пытались спасти финансовую систему — и самих себя») — за неделю продаж в США уже вошла в top-30 крупной сети книжных магазинов Border`s. Попытка представить полные драматизма события прошлого года глазами непосредственных участников, то есть самых влиятельных финансистов мира, безусловно, удалась. Репортерская работа Соркина представляет «кризис в действии» и в этом смысле оказывается ценнее десятков академических трудов на эту тему.
Обложка Too Big to Fail изображает скопированное с 10-долларовой купюры здание минфина США, балансирующее на букве «T». В сентябре 2008 года над мировой финансовой системой, цитаделью которой было и на данный момент остается это здание, нависла угроза хаоса. После того как 14 сентября стало известно о банкротстве одной из «святынь» Уолл-стрит, инвестбанка Lehman Brothers, и о чудесном спасении банка Merrill Lynch, перешедшего под контроль Bank of America, рынки оказались парализованы, а сотни компаний и фондов по всему миру поставлены на грань выживания. Речь шла не о судьбах отдельных игроков, а о сохранении всей финансовой индустрии и мировой экономики, под вопросом оказалась сама парадигма свободных рынков и капиталистического строя. «Если мы не будем действовать смело, господин президент, мы можем получить депрессию более глубокую, чем Великая депрессия» — так, по свидетельству Соркина, описывал ситуацию министр финансов Генри Полсон на экстренной встрече финансовых чиновников с президентом Джорджем Бушем в сентябре: «Буш изо всех сил пытался восстановить в голове точный порядок событий. «Как это случилось?» — спросил он у Полсона». Вопрос остался без ответа.
Любопытно, что за неделю до выхода в свет Too Big to Fail некогда крупнейший инвестиционный банк, а сейчас банковская холдинговая компания Goldman Sachs объявила о прекрасных финансовых результатах за третий квартал 2009 года — 3,2 млрд долл. прибыли. Почти рекорд. Такое «возрождение» Уолл-стрит тревожит многих политиков и экспертов, озабоченных тем, что пока финансовый сектор пытается вернуть прежнюю мощь, принимая на себя столь же высокие риски, как прежде, реальная экономика остается в рецессии. Озабочен и Соркин. «Самое грустное, — говорит он, — что спустя год после кризиса ситуация не улучшилась». Банки стали более устойчивыми, но они не расширяют кредитование экономики, а зарабатывают в основном на торговых операциях. По словам Соркина, «это рискованное дело»: «Мы вполне можем вернуться к состоянию прошлого года». Впрочем, есть надежда, что в качестве автора экономических прогнозов он не будет так же успешен, как репортер.
То, что среди огромного количества литературы о кризисе книга Соркина стоит особняком, стало ясно еще до того, как ее прочитали. На вечеринку в манхэттенском клубе, посвященную выходу Too Big to Fail, на прошлой неделе заглянули глава JP Morgan Chase Джейми Даймон, председатель правления Morgan Stanley Джон Мак, бывший гендиректор General Electric Джек Уэлч и еще два десятка известных финансистов и бизнесменов. Самый успешный и уважаемый инвестор мира Уоррен Баффет прислал Соркину гигантскую поздравительную телеграмму.
Все эти люди (а также многие отсутствовавшие на вечеринке) были источниками Соркина, предоставившими информацию для книги. Основой для Too Big to Fail послужили более двухсот интервью — большая часть
«Конфисковав» у значительной части финансовой элиты отличный мемуарный материал (а подобные откровения обычно приходится читать в мемуарах), Соркин смог по часам восстановить пиковые моменты кризиса, а также в деталях описать целый ряд событий, остававшихся неизвестными для широкой общественности. К примеру, год назад в США произошел бы серьезный скандал, если бы страна узнала, что министр финансов Генри Полсон, более 30 лет проработавший в Goldman Sachs, неофициально встретился с членами совета директоров этой компании в Москве. А именно такая встреча произошла, по информации Соркина, в отеле Marriott Grand на Тверской в конце июня, уже после краха инвестбанка Bear Stearns и его поглощения JP Morgan Chase с помощью ФРС. Goldman Sachs, выходцы из которого образуют целый класс в высших эшелонах власти экономической Америки, — традиционный объект для подозрений во всевозможных заговорах против простых американцев и всего мира. В американской публицистике даже появился ироничный оборот Government Sachs, или «Правительственный Сакс», которым обозначают «альянс» государства с крупнейшим инвестбанком страны. К середине 2008 года минфин США уже не первый год боролся с «теориями заговоров», однако когда по странному совпадению Полсон и директора банка случайно оказались в столице России в одно и то же время, глава ведомства все-таки решился неофициально, «по старой дружбе» встретиться с бывшими коллегами, чтобы поделиться с ними мыслями о жизни и текущей ситуации в экономике.
В целом Too Big to Fail — это большая копилка историй о весьма могущественных людях, попавших в критическую ситуацию. Весной 2008 года, спустя несколько дней после ухода с рынка Bear Stearns, глава Lehman Brothers (а его рынок в тот момент уже считает следующим кандидатом «на вылет») Ричард Фалд ведет переговоры о продаже доли в своем инвестбанке Уоррену Баффету. Сделка помогла бы унять спекулянтов, активно игравших на понижение акций Lehman, а заодно придать уверенности многочисленным клиентам Фалда. В телефонной беседе Баффет говорит, что может быть заинтересован в покупке «префов» Lehman и опционе на приобретение обыкновенных акций по 40 долл. за штуку. Но Фалд и его финдиректор, почему-то не расслышав потенциального инвестора, решают, что Баффету нужен опцион на акции с премией в 40% к текущему уровню цен. Последовавшие переговоры заходят в тупик — стороны не понимают друг друга. Соркин, рассказывая эту историю, также пишет, что Баффет не склонен вкладывать в Lehman, так как недолюбливает инвестбанкиров и не может оценить реальное состояние бизнеса инвестбанка (эта особенность Баффета давно известна: еще в 1998 году все тот же Goldman Sachs пытался вовлечь его в сделку по спасению разорившегося хедж-фонда LTCM, но тщетно).
Вслед за крушением Lehman в сентябре 2008-го за выживание борются остальные инвестбанки «большой пятерки», включая самый успешный из них — Goldman Sachs. Клиенты выводят деньги с его счетов, около 3,5 млрд долл. забрал управляющий Стэн Дракенмиллер, легенда мира хедж-фондов и соратник Джорджа Сороса. Пытаясь вернуть авторитетного клиента, со-президент Goldman Sachs Гэри Кон решил надавить на Дракенмиллера, которого отлично знал несколько лет. «У меня хорошая память, — говорит ему Кон. — Сейчас я прихожу к пониманию, кто является мне другом, а кто врагом. И я составляю списки». Однако Дракенмиллер в ответ заявляет только: «I dont really give a shit», что в «мягком» переводе звучало бы как «по фигу».
Главной же «историей» книги Соркина стала операция по спасению экономики, основными действующими лицами которой были Генри Полсон, нынешний министр финансов Тимоти Гайтнер и другие ключевые чиновники минфина и Федеральной резервной системы. Весьма подробные описания бессонных ночей, полуистеричных переговоров и бесконечных метаний в попытках организовать то или иное банковское слияние (некоторые из которых прошли при весьма скандальных обстоятельствах) дают понять, какой ценой далась финансовая стабильность этим людям. Соркин публикует небольшой фрагмент календаря Полсона, в котором отражены телефонные звонки и встречи главы минфина, проведенные им в разгар кризиса 17 сентября с 7.10 утра до 13.20 дня. Согласно этому расписанию, за шесть с небольшим часов министр успел сделать 33 и принять четыре звонка (не считая переговоры по мобильному и домашнему телефонам). В числе собеседников Полсона были президент Буш, руководители ФРС Бен Бернанке и Тим Гайтнер, конгрессмены, банкиры, чиновники, журналист The Economist и российский министр финансов Алексей Кудрин.
Сам Соркин в интервью телеканалу NBC назвал главным открытием, сделанным им в процессе работы над книгой, тот факт, что, хотя кризис не был внезапным и непредсказуемым, ведущие банки мира и финансовые власти так и не смогли подготовиться к нему. «Можно ли было избежать финансового кризиса?» — таким «вопросом на 1,1 трлн долл.» автор Too Big to Fail задается в эпилоге. И отвечает: «возможно, да», но соответствующие меры, видимо, нужно было предпринимать задолго до того, как первые признаки ипотечного коллапса появились на горизонте. Согласно книге, тот же Полсон еще в 2006 году докладывал Бушу о вероятных будущих проблемах с subprime-ипотекой, а также о том, что значительная часть бизнеса банка Bear Stearns подвержена рискам этого рынка. Кроме того, даже после того, как Bear Stearns рухнул, до кризиса оставалось еще примерно полгода. «Люди признавали возможность катаклизмов, видели наступление катаклизмов и пытались избежать их, но в конечном итоге никому это не удалось», — резюмирует в разговоре с NBC Соркин. Возможно, что не удастся никогда.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ