Это преступление просто потрясло своими масштабами. Напомним, неделю назад из обычной однушки в Кузьминках неизвестные вынесли невероятную сумму — 6 млн. долларов и 7 млн. евро, всего примерно 16,5 млн. долларов. Вскоре нашлись и владельцы денег — пожилые супруги из Новосибирска Зоя и Николай Ровбели. Пенсионеры заявили, что с товарищем Скобликовым они знакомы, вот только в голову не возьмут: зачем он снял с банковского счета средства, унаследованные ими от умершего сына?! Старики написали на Евгения заявление в милицию, «пострадавший» стал подозреваемым и отправился в СИЗО.
В минувшую пятницу ему предъявили обвинение в мошенничестве и привезли в Кузьминский суд. Защищать юриста приехали сразу два адвоката.
— Мы ходатайствовали, чтобы нашего подзащитного проверили на полиграфе, потому что уверены в его невиновности, — объявил прессе адвокат Анатолий Гаранчар. — Но нам в этом отказали.
Самого Скобликова — высокого парня в скромной вытянутой кофте, брюках и зимних сапогах — завели в зал суда в наручниках. Под правым глазом у него был синяк.
— Обратите на это внимание, — показал пальцем Гаранчар. — Вчера фингала не было.
Евгений стушевался перед камерами. И забормотал под нос:
— Да это я сам, случайно…
Правда, при виде своего друга Димы (он живет в Москве и специально приехал на заседание) Скобликов чуть не расплакался.
Адвоката Скобликова не выпустили под залог. Судя по всему, сидеть ему придется еще очень долго.
— Это из меня так показания выбивают, — тихо сказал он, указывая на «фонарь». — Все постоянно спрашивают: где деньги? Даже генералы приезжают, то же самое спрашивают. А я откуда знаю? В изолятор возвращаюсь, там подкалывают: давай делись бабками. И серьезно предупреждают, что если выпустят на свободу, то криминальные авторитеты найдут, тоже будут трясти на общак…
В субботу обвиняемого не выпустили даже под залог 300 тысяч рублей, которые прислали его родители из Новосибирска. Уходя из зала суда, Скобликов обратился к корреспонденту «КП»:
— Вы жене моей передайте, чтобы не переживала! Лена! Все утрясется, обвинение о мошенничестве с меня будет снято, слишком много правоохранительных органов работают над этим… А вот поиск денег — более серьезный вопрос. Но такая сумма денег не может пропасть бесследно, и… виновные будут наказаны!
Знакомство с миллионером
Молодой юрист Евгений Скобликов пришел работать в ООО «Красноярская инжиниринговая компания» пять лет назад. Компанией владел сибирский строительный магнат Сергей Николаевич Ровбель.
Вначале Скобликов занимался офисной рутиной вроде составления договоров аренды. Но уже через год амбициозный специалист стал первым помощником Ровбеля и переключился на его личные дела (например, занялся покупкой квартир для бизнесмена).
— У нас были отношения власти и подчинения, — скромно сказал корреспонденту «КП» Евгений Скобликов. — Он был жестким, но справедливым начальником.
Вскоре босс назначил своего помощника генеральным директором ООО «Лепта». Фирма эта оказалась однодневкой, нужна была Ровбелю для проведения всего нескольких операций, поэтому и просуществовала недолго. Зато после ее ликвидации зарплата у генерального директора пустышки Скобликова заметно выросла.
Карьера Евгения так бы и шла в гору, если бы не внезапная смерть Сергея Николаевича. В апреле 2009 года 57-летний бизнесмен скончался от сердечного приступа в своей московской квартире на Новом Арбате.
Его бизнес перешел пожилым родителям Ровбеля, — объясняет источник «КП» в следствии. — Те сделали его юристом-консультантом по ведению дел по наследству сына.
Тайное задание
Этим летом Николай Фомич и Зоя Федотовна занялись деньгами покойного сына. Пожилые родители собрались направить их на строительство в Новосибирске детского оздоровительного комплекса — мечтали дать ему имя Сергея Ровбеля.
Пенсионер стал искать человека, который доведет денежные дела до конца. В Москве этим мог заняться племянник покойного Сергея. Но, по словам все того же Скобликова, тому старики доверять перестали, когда он попытался без их ведома открыть ячейку с денежками дяди.
Так выбор пал на почти родного парня Женю Скобликова.
Втроем они пошли к нотариусу, где оформили доверенность на распоряжение всем наследством, доставшимся пенсионерам.
— После этого они попросили, чтобы я съездил в Москву, снял все средства со счета их сына в Сбербанке, достал деньги из ячейки и всю эту сумму положил им на сберкнижки, — рассказывает свою версию Евгений. — Но потом Николай Фомич изменил просьбу и попросил тайно привезти в Новосибирск всю сумму наличкой.
— Почему тайно? — спрашиваю.
— Ну, тут долго объяснять, — отмахивается юрист. — Старики боялись, что огромная сумма привлечет внимание бандитов. В общем, они настаивали, чтобы я ехал один, селился в съемной квартире (а не в гостинице!), потом осторожно снимал все деньги и возвращался…
А вот чета Ровбелей уверяет: они просили только перевести деньги на сберкнижки, не снимая наличку.
— Но ведь перед отъездом мы заключили договор, в котором черным по белому написано, что все денежные средства я обязан передать без промедления доверителям в Новосибирске в день приезда, — пожимает плечами Скобликов. Копия этого договора есть у «Комсомолки».
Помолчав, он опускает глаза в пол:
— За это Николай Фомич мне трехкомнатную квартиру в центре Новосиба обещал. И телевизор плазменный. Я, дурак, и согласился: у меня-то с женой — однушка…
90 килограммов валюты
Единого сценария того, что происходило с Евгением Скобликовым в Москве, увы, тоже нет.
По его словам, в столице он снял квартиру на Хорошевском шоссе. В банк за деньгами поехал на «Тойоте» с другом.
— В первый день я забрал только доллары, — рассказывает он. — У меня тогда еще кассиры спросили: где, мол, ваша охрана? Я им сказал, что инкассаторы на улице ждут. А сам прыгнул в машину и велел другу ехать как можно быстрее, чтобы никаких маячков к нам не прилепили. Во второй день я поехал за евро. Все деньги — три спортивные сумки — привез в квартиру на Хорошевке. Килограммов девяносто денег…
Почти центнер валюты сибиряк решил раскидать по двум большим чемоданам на колесиках. Буквально на них, он клянется, и спал.
— Но в ночь на субботу мне послышалось, что в двери
Жилье на Волгоградском проспекте нашел через риэлторов в Интернете. Чтобы перевезти чемоданы, на дороге остановил «бомбилу».
А вот по версии следствия, в этот день Евгений уже сплавил все деньги, а в квартиру на Волгоградский проспект приехал с пустыми чемоданами. Все, что происходило дальше, сыщики называют инсценировкой: мол, Скобликов специально перевернул все в квартире вверх дном, написал зубной пастой на телевизоре слово «лох» и вызвал милицию…
— Они правы, я — лох, — драматично вздыхает Евгений. И продолжает гнуть свое: — Все выходные я сидел дома. Я на улицу-то выходил разве что за кефиром и булками. Утром в понедельник на метро поехал в банк за оставшимися в ячейке деньгами. По дороге вспомнил, что забыл ключ от ячейки, и вернулся в квартиру. Открываю дверь (она была заперта), а внутри бедлам.
Бросился под кровать, где чемоданы лежали. Нет денег!..
P.S. В деле о краже века вопросов пока куда больше, чем ответов. Официальных комментариев от правоохранительных органов добиться за эти дни нам не удалось. На суде представители прокуратуры и ГУВД Москвы держались как партизаны… А спросить у них было что. Например, засекли ли
Так, например, господин Скобликов проболтался, что квартиру снял до вторника, а билетами на поезд не обзавелся (он планировал ехать обратно в СВ). По вокзалам, что ли, с миллионами скитаться думал? И о друзьях своих Евгений не рассказывает, с которыми перевозил чемоданы с «зеленью» из банка. Темнит?
Николай Фомич и Зоя Федотовна уже который день ни с кем не общаются: они заперлись в своей квартире и не открывают никому дверь. Супруги сильно переживают шумиху вокруг их семьи, теперь ведь каждый второй в Новосибирске обсуждает, каким образом их сын сколотил многомиллионное состояние.
— Сергей эти деньги за-ра-бо-тал! — срываясь в голосе, сказал корреспондентам «КП» Николай Фомич. — Он и на БАМе работал, и на Дальнем Востоке, тоннели копал. А потом бизнесом занялся. Работать надо уметь!
Те, кто когда-то работал вместе с Сергеем Ровбелем, говорят, что бизнесменом он был удачливым. И большим профессионалом в сфере строительства. В свое время возглавлял совет директоров «БАМтоннельстроя». Там получил стартовый капитал и дальше углубился в строительный бизнес. Выполнял серьезные заказы ОАО «РЖД» и Росатома, занимался реконструкцией тоннелей Дальневосточной железной дороги, капитальным ремонтом и реконструкцией уникальных подземных сооружений в закрытом городе Железногорск.
Михаил КЛИМОВ, Ринат НИЗАМОВ