В России появились первые пластиковые карты под брендом «Национальная система платежных карт» (НСПК). Нововведение позиционируется правительством как конкурент международным Visa и MasterCard. У инициаторов проекта планы скромнее: они рассматривают широкое распространение российского «пластика» как способ снизить зависимость финансового рынка от иностранных игроков.
Сергей Черноморов, председатель совета директоров системы HandyBank:
Она не только не нужна, но и вредна. Проблемы, которые привели к идее создания такой системы, решать, безусловно, необходимо. Однако есть способы пойти по другому пути: почти без затрат и с большим профитом. А именно — интегрировать текущую платежную инфраструктуру, имеющуюся у банков. Сегодня же некоторые участники рынка пытаются использовать возможность создания отечественной платежной системы исключительно для собственной выгоды.
Виктор Кухарский, генеральный директор промышленно-консалтинговой группы «Развитие»:
Система нужна. Да, есть не вполне удачный опыт Казахстана или Украины, но известны и вполне состоявшиеся примеры, например французская система Cartes Bancaires. Бонусы от внедрения национальной платежной системы очевидны: при безналичной выплате зарплат и пенсий не придется перечислять оборотную комиссию зарубежной платежной системе. А это немалые суммы в масштабах страны. В России такая система полезна еще и потому, что вызовет заинтересованность государства в распространении культуры безналичных платежей, поможет внедрению этой культуры в повседневную практику населения и торговых организаций. В конечном итоге это станет одним из рычагов модернизации образа жизни россиян, его приближения к мировым стандартам.
Андрей Шульга, генеральный директор УК «Финам Менеджмент»:
Россия живет в глобальном мире, где есть доминирующие в своем сегменте международные проекты. Большого экономического смысла в их дублировании я не вижу. Даже гипотетически сложно представить себе ситуацию, когда Visa и MasterCard откажутся обслуживать карты, выпущенные российскими банками. При этом проект национальной платежной системы будет достаточно затратен, а его «местечковый» характер долго будет ограничивать интерес к нему со стороны потребителей. Например, вряд ли в обозримой перспективе российские карты будут повсеместно приниматься за рубежом. Как результат, создание НСПК имеет смысл только в том случае, если она будет связана с меньшими издержками для банков и предприятий, которые смогут использовать ее для реализации зарплатных схем.
Сергей Пятен, ко-партнер компании ФБК:
Затея сама по себе неплохая. Другое дело, что возникает вопрос: всегда ли нужно изобретать своего русского «слона», а не встраиваться в мировую систему разделения труда? В моем представлении, никаких угроз безопасности России использование международных систем пластиковых карт не несет. Но в общем русле движения к многополярному миру введение национальной системы может быть шагом вперед.
Антон Ефремов, старший партнер группы «БДО Юникон»:
В России уже существовало несколько платежных систем: STBCard, «Золотая корона», Accord и т. д. Они были региональными и так и не стали ни общероссийскими, ни тем более международными. Чтобы новая система НСПК смогла полноценно конкурировать с Visa и MasterCard, должна быть создана обширная инфраструктура приема этих карточек к платежам в банкоматах и торговых точках. А также заключено сопоставимое с Visa количество договоров обслуживания этих карточек с торговыми точками, созданы собственные процессинговые центры и заключены соглашения с банками об эмиссии карточек НСПК. Причем как внутри России, так и практически во всех странах мира. В принципе если российские предприятия будут выплачивать зарплату работникам не через Visa или MasterCard, а через НСПК, это может создать достаточную клиентскую базу. Но это займет многие годы, и успех не гарантирован.
Евгений Надоршин, главный экономист национального банка «ТРАСТ»:
На российском пространстве уже существуют подобные системы. Мы хотим сформировать еще одну. И не факт, что она сможет предложить какие-то серьезные преимущества. С точки зрения позиционирования рубля — это не самый плохой вариант. Все зависит от того, какие цели ставятся при создании. Пока это больше амбиции.
Людмила Лебедева, первый зампред правления Москоммерцбанка:
Конкурировать с международными платежными системами сложно или почти невозможно. Потребуются колоссальные вложения в создание инфраструктуры, технологической и методологической базы. Если речь идет о финансировании этого проекта из бюджета, то не думаю, что это нужно делать в ближайшие несколько лет.
Марат Шайдаев, первый вицепрезидент компании «Сумма Капитал»
Скорее всего, национальная платежная система будет существовать параллельно с Visa и MasterCard. Мир все больше глобализируется, и построение замкнутых систем сейчас уже не так популярно. Конкуренция — это, конечно, всегда хорошо. И если России удастся построить удобную систему как для физлиц, так и для банков, то это будет прорыв на международном уровне.
Андрей Загорский, генеральный директор «Якутгазпрома»:
Было бы вполне достаточным законодательно обязать международные платежные системы замкнуть внутрироссийские операции внутри России на базе одного из банков, создав клиринговый центр. Есть и другой способ — работать через единый процессинг. К примеру, такой вариант стал рабочим в Латвии. Они ничего не платят по внутреннему обороту ни MasterCard, ни Visa, самостоятельно устанавливают индивидуальные обменные курсы и предоставляют друг другу свои банкоматные сети в пользование.
По-видимому, желание создать собственную платежную систему во многом продиктовано соображениями безопасности, как то — намерением избежать утечки информации за рубеж. Использование нероссийских систем приводит к увеличению расходов со стороны владельца.
Наталья САЛЯХОВА