Наша валюта стала лидером в G20 по темпам роста с начала осени, поднявшись к доллару более чем на 9%. Медленно, но верно наша валюта компенсирует потери, которые понесла в ходе закончившейся в конце января девальвации. Но стоит ли этому радоваться?
Последние два месяца рубль был обречен на рост. Вверх курс нашей валюты подталкивали дорогая нефть и приток капиталов. Поэтому предварительные итоги октября, подведенные экспертами «Интерфакс-ЦЭА», являются вполне закономерными. Они свидетельствуют о том, что рубль второй месяц подряд оказывается в числе наиболее активно крепнущих валют стран G20.
В сентябре наша денежная единица и вовсе числилась в лидерах, разделив высшую ступень пьедестала с бразильским реалом. Реал активно рос и в первой половине октября, но в последние дни его рост сократился. Правительство Бразилии дабы не допустить переукрепления своей валюты, ввело с 20 октября налог в размере 2% на иностранные инвестиции в ценные бумаги и финансовые инструменты с фиксированной доходностью. Поэтому за октябрь реал вырос в итоге на 2,5% к доллару.
Российские власти никаких ограничений не вводили, поэтому рубль за прошедший месяц поднялся на 3,2%, уступив лишь двум валютам «большой двадцатки» — австралийскому доллару (5,1%) и британскому фунту (4%). Тем не менее по итогам двух осенних месяцев рубль сохранил лидирующие позиции, прибавив более 9%. В то время как вторая по темпам роста валюта — австралийский доллар — выросла за этот период на 8,3%.
Укрепление российской валюты — это хорошо?
PRO
Ярослав Лисоволик, главный экономист Дойче банка:
— Укрепление рубля хорошо для российского потребителя, от спроса которого на товары зависит выход из кризиса. В итоге подорожания валюты растет покупательская способность. Кстати, на это влияет и снижение инфляции, которая уже третий месяц подряд находится на нуле. Причем во многом за счет именно фактора укрепления рубля. Еще один момент: твердая национальная валюта позитивно отражается на иностранных инвестициях. Причем чем стабильней денежная единица, тем охотнее в страну притекают не только портфельные, спекулятивные инвестиции, но и прямые. И, конечно, дешевеющий импорт — отличный способ ускорить перевооружение промышленности, которая, как показали события на Саяно-Шушенской ГЭС, нуждается в усовершенствовании оборудования. Я полагаю, что рубль можно безболезненно укрепить еще на 10—15%.
CONTRA
Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон»:
— Укрепление рубля — плохо, так как этот процесс не является следствием позитивных сдвигов в экономике и не отражает фундаментальных факторов. Рубль стал заложником денежно-кредитной политики центробанков, которые накачали экономики деньгами. Большой объем ликвидности привел к росту цен на нефть на фоне снижающегося спроса. То есть укрепление рубля — следствие общемировой конъюнктуры, которая, как известно, является неустойчивой. В результате риски увеличиваются, а ситуация становится нестабильной. Например, примет Федрезерв США 4 ноября ограничительные меры по нефтяным фьючерсам — и неизвестно, насколько упадут цены на нефть. Кроме того,
Анна КАЛЕДИНА