Правительство Великобритании во вторник запустило программу по реструктуризации банков с крупным государственным участием. Первым шагом стало предоставление очередного стабилизирующего кредита в размере 25,5 млрд фунтов стерлингов (41,7 млрд долл.) банку Royal Bank of Scotland Group (RBS). Вместе с тем он и другой крупный банк, Lloyds Banking Group, ранее также получивший финансовую поддержку от государства, будут вынуждены продать часть активов. По мнению экспертов, влияние государства на политику финансовых институтов резко возрастет, но в большинстве случаев это является приемлемой платой за их выживание.
В результате реструктуризации государственное участие в RBS будет увеличено с 70,3 до 84,4%. Суммарный объем помощи со стороны властей достигнет 45,5 млрд фунтов (74,5 млрд долл.), что станет рекордной суммой, когда-либо направлявшейся в мире на спасение одного банка. Впрочем, за эту помощь RBS придется расплатиться частью активов. Дело в том, что ранее Еврокомиссия усмотрела в столь мощной государственной поддержке признаки нарушения конкуренции и настояла на сокращении размеров финансового гиганта. По итогам переговоров RBS пообещал продать свои отделения в Англии и Уэльсе, шотландские подразделения банка NatWest, а также расстаться со страховыми компаниями Churchill и Direct Line. Ожидается, что Еврокомиссия в целом одобрит план реструктуризации RBS уже на этой неделе.
С частью активов придется распрощаться и Lloyds, который на 43% контролируется правительством. Правда, его положение несколько лучше, чем у RBS. Во вторник Lloyds объявил о дополнительном размещении акций на 21 млрд фунтов (34 млрд долл.), что позволит банку выйти из государственной программы по страхованию активов, которая предусматривала увеличение пакета акций правительства до 62%. Впрочем, полностью избавиться от государственной опеки банку Lloyds не удастся: власти предоставят ему еще 5,8 млрд фунтов (9,5 млрд долл.) помощи и сохранят за собой значительный пакет. Lloyds будет вынужден продать Cheltenham & Gloucester, подразделения Lloyds TSB и интернет-банка Intelligent Finance.
По мнению экспертов, влияние государства на политику финансовых институтов по итогам глобального кризиса будет продолжать расти не только в Великобритании, но и в других европейских странах. Впрочем, в большинстве случаев это следует рассматривать как разумную плату за спасение от финансового краха. «Власти европейских стран вынуждены более внимательно присматривать за финансовой системой и, соответственно, контролировать ее. Думаю, что и сейчас, и по окончании кризиса это влияние будет существенным», — сказал РБК daily директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин.
Владимир ПАВЛОВ