В 79 лет Уоррен Баффет сделал самую крупную ставку в своей богатой на инвестиции биографии. Он купил не банк и не сеть розничных магазинов, а, как может показаться, нечто из прошлого — железнодорожную компанию. Контроль над Burlington Northern, вторым железнодорожным оператором в Америке, обойдется возглавляемой Баффетом Berkshire Hathaway в $26 млрд, и ради такой покупки, возможно, придется пожертвовать другими инвестициями. Но игра стоит свеч: по рельсам в США перевозится 40% товаров, и грузоперевозки — лучший индикатор самочувствия национальной экономики, на рост которой, собственно, и рассчитывает легендарный инвестор.
Сделка века
3 октября возглавляемая Баффетом Berkshire Hathaway объявила о покупке недостающих ей до полного контроля 77,4% акций Burlington Northern. «Это все потому, что отец не купил мне поезд, когда я был ребенком», — так отшутился Уоррен Баффет в интервью одному из американских изданий. За удовольствие владеть 100% акций одного из национальных лидеров железнодорожных перевозок Berkshire заплатит $26 млрд. Еще $10 млрд составляют долги, которые покупателю придется либо выкупить, либо погасить. Итого $36 млрд.
Так много Баффет еще не платил ни за одно свое приобретение. До сих пор крупнейшей покупкой Berkshire считался пакет в страховом гиганте General Re, купленный в 1998 году за $16 млрд. Но устоять перед желанием водить поезда было непросто. «Будущее процветание нашей страны зависит от наличия эффективной и хорошо поддерживаемой железнодорожной системы», — так, уже по-деловому, объяснил Оракул из Омахи свой выбор акционерам самой Berkshire, верящим в твердую руку и профессиональное чутье мастера. И поспорить с ним сложно: железные дороги — кровеносная система любой экономики, работающей на большой территории. В России, например, на этот вид транспорта приходится порядка 85% всего грузооборота, если, конечно, не брать в расчет трубы, по которым транспортируется наша нефть и газ. В США их доля вдвое меньше, но без них американская экономика все равно остановилась бы.
А купленная Burlington Northern — не просто железнодорожная компания, а один из лидеров этого рынка.
На что поставил Баффет?
Burlington Northern Santa Fe (BNSF), новое приобретение известнейшего в мире инвестора и одного из самых богатых людей планеты Уоррена Баффета, — второй железнодорожный перевозчик в США. Компания перевозит разнообразные товары от пшеницы до пиломатериалов. В ее парке около 6 700 локомотивов, но кроме них Burlington принадлежит 32 000 миль железнодорожного полотна на территории 28 американских штатов и двух провинций Канады. В прошлом году, несмотря на кризис, ей удалось на 14% увеличить свою выручку, зафиксировав ее рекордный уровень в $18 млрд. Чистая прибыль компании при этом выросла на 16%, превысив $2,1 млрд. Секрет успеха прост: помог возросший спрос на уголь, этанол, кукурузу и соевые бобы. Остальные промышленные и потребительские товары утратили свою привлекательность по сравнению с 2007 годом, но увеличение топливной надбавки и доходности перевозок помогли Burlington показать рост выручки и в этих сегментах.
А вот как выглядит в цифрах операционные результаты BNSF. В прошлом году компания перевезла:
— 2,5 млн вагонов угля (5,9 млн т), которых хватило бы для выработки почти 12% всей электроэнергии в США;
— более 23 млн т пшеницы;
— 14,5 млн т стали;
— 1,7 млн автомобилей;
— 31 млн т сельскохозяйственной продукции на экспорт;
— 66 млн т товаров народного потребления, таких как одежда, игрушки и электроника;
— 475 млн мелких посылок и передач;
— 2,5 млн контейнеров импортных потребительских товаров;
— 4,7 млн т скоропортящихся продуктов и консервов;
— 8 млн т пиломатериалов;
— 13 млн т пластика.
И еще несколько интересных цифр из годового отчета купленной Уорреном Баффетом компании:
470 миль — на такое расстояние может быть транспортирована 1 т груза при использовании 1 галлона дизельного топлива,
$30 млрд — столько потратила BNSF за последнее десятилетие на улучшение инфраструктуры и расширение локомотивного парка,
2,6% — такова доля железнодорожных поездов в выбросе парниковых газов всеми американскими транспортными средствами,
40% — такова доля железнодорожного транспорта в перевозках грузов на территории США,
112 лет — столько лет сейчас старейшему жителю США Уолтеру Брюнингу, и он — бывший сотрудник BNSF, проработавший в ней более полувека.
С Запада США она возит уголь, древесину и импортные товары, поставляемые напрямую из Мексики и через порты Калифорнии, а со Среднего Запада — зерно и канадский импорт. За железными дорогами будущее, считает Баффет, в том числе благодаря их экологичности и высокой эффективности. Грязные и маломощные грузовики проигрывают по обоим параметрам. Тем более что в прошлом году, несмотря на кризис и падение спроса на транспортные услуги, Burlington сумела улучшить свои финансовые показатели: выручка выросла на 14% до $18 млрд, а чистая прибыль — на 16% до $2,1 млрд.
Драгоценная мечта
Однако за красивыми прошлогодними результатами последовал новый обвал спроса на грузовые перевозки, и этот год успешным для Burlington вряд ли можно назвать. За 9 месяцев ее выручка едва превысила $10,3 млрд, сократившись более чем на четверть по сравнению с тем же периодом 2008 года. Чистая прибыль, правда, упала чуть меньше — на 21% до $1,2 млрд. Не помог даже уголь, поставки которого сократились
Но Баффета это, похоже, не смутило. Объявив цену покупки, он немало удивил окружающих: она не просто на 31% превысила текущие рыночные котировки, но и соответствовала коэффициенту P/E 2010 (Цена/Прибыль 2010 года) 18, тогда как остальные железнодорожные компании оценивались по более низким коэффициентам.
Высокая цена — не единственный сюрприз Баффета. Одновременно с известием о покупке Berkshire впервые за свою более чем 40-летнюю историю объявила о дроблении собственных акций. Причина понятна: расплачиваться за приобретаемый пакет компания Баффета намерена не только деньгами, но и своими бумагами. Сделка будет завершена в начале следующего года после одобрения акционерами BNSF, которые смогут обменять свои бумаги на деньги в размере $100 за 1 штуку или акции Berkshire. А они довольно дороги (бумаги класса В, например, стоят более $3 000, а класса А — и вовсе дороже $100 000).
Раздробив акции своей инвестиционной компании в соотношении 50 к 1 (этой процедуре подвергнуться, правда, только бумаги класса В), Баффет не только упростит расчеты с миноритариями Burlington, но и пустит в круг своих поклонников розничных инвесторов, которые раньше не могли позволить себе такую роскошь. Гуру всегда был против такой популяризации, но теперь выбирать не приходится. Хорошо, если дело ограничится только этим: огромная сумма сделки может означать продажу части текущих инвестиций Berkshire, с которыми Баффет — любитель игры вдолгую — расставаться пока не собирался.
Не промахнется ли Акела?
Ставка на рост экономики и увеличение грузооборота — не новая инвестиционная идея. Баффет начал играть в железные дороги еще в 2007 году, когда купил первую порцию акций Burlington и крошечные пакеты в еще двух перевозчиках — Union Pacific и Norfolk Southern. Очевидно, что рано или поздно американская экономика выберется из стагнации, и поезда повезут по американским просторам все больше и больше грузов. Но билет на поезд в будущее довольно дорог. А чутье иногда изменяет Баффету. Угадав с американскими банками, он, например, довольно серьезно ошибся с нефтью. В прошлом году поставив на «черное золото», Berkshire собрала большой пакет одного из мировых нефтяных гигантов ConocoPhillips. Обвал нефтяных цен с рекордных $150/баррель обернулся для Berkshire, вложившей в бумаги Conoco более $7 млрд, миллиардными потерями, и Баффету пришлось публично посыпать голову пеплом.
Некоторые считают, что так будет и с железнодорожной инвестицией. «Уоррен, несмотря на свой исторический успех, стал слишком эмоциональным по отношению к рынку. Он все меньше походит на студента и все больше на учителя, который думает, что может учить остальных, что и как надо делать — такой комментарий оставил на сайте Reuters один из блоггеров. — Так что его недавнее приобретение — хороший показатель того, что рынок перекуплен и инвесторы должны забирать деньги. Короче говоря, продавать».
Но рынок пока больше склонен верить Баффету, чем его критикам. За акциями Burlington, устремившимися к установленным покупателем значениям, потянулись и бумаги других американских и канадских железнодорожников.
Елена МЯЗИНА