Федеральная таможенная служба опубликовала предварительные данные о состоянии импорта товаров из стран дальнего зарубежья в октябре 2009 года. Начавшееся в сентябре 2009 года ускоренное восстановление импорта продолжилось: его стоимость за октябрь 2009 года увеличилась на 6,7%. Быстрое восстановление импорта, не угрожающее сейчас платежному балансу
По предварительным оценкам Федеральной таможенной службы (ФТС), в октябре 2009 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья (порядка 90% всего импорта) в стоимостном выражении по сравнению с сентябрем 2009 года увеличился на 6,7% ($904,8 млн). Ввоз машиностроительной продукции в РФ вырос на 6,8%, химической — на 10,1%, продтоваров и сырья для их производства — на 9,9%, а текстиля и обуви уменьшился на 14%. В годовом выражении темпы падения товарного импорта в октябре 2009 года замедлились до 33,5% по сравнению с 37,3% в сентябре 2009 года, хотя импорт восстанавливается медленнее, чем экспорт, подогретый растущими ценами на сырье.
Резкое ускорение темпов роста товарного импорта из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении ФТС зафиксировала в сентябре, по сравнению с августом 2009 года он увеличился фактически на 16%. Таким образом, стало очевидно, что быстрое восстановление объемов импорта было не конъюнктурным отклонением от тренда, а самим трендом на ближайшие месяцы. Опрошенные «Ъ» экономисты основной причиной ускорившегося роста импорта считают укрепление рубля и восстановление запасов. «В первой половине 2009 года рубль плавал в границах 32—35 руб. за доллар США, теперь граница — 29—31 руб. за доллар США»,— отмечает Владимир Тихомиров из «Уралсиба». Согласно экспертным оценкам Елены Абрамовой из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), ускорению роста импорта способствует восстановление запасов пищевой и легкой промышленности, которое до конца года будет только усиливаться.
Расчеты ЦМАКП и предположения Минэкономики указывают, что увеличению импорта заметно способствует и восстановление запасов в обрабатывающем секторе. «В сентябре инвестиции в основной капитал остались на уровне августа (с исключением сезонности.— «Ъ»), однако, вероятно, стали в большей степени ориентированы на импорт. Значительный рост импорта в сентябре уменьшил положительный вклад чистого экспорта в ВВП»,— признают в Минэкономики. Согласно расчетам Елены Абрамовой, в сентябре по сравнению с августом 2009 года физические объемы импорта машин и оборудования с учетом сезонности увеличились на 2,2%, хотя до этого импорт по этой статье сокращался; продовольственный импорт и импорт текстиля и обуви не изменился после сокращения в предыдущие месяцы. «Прочий импорт», куда в том числе, по словам госпожи Абрамовой, входят «сырье, химия, трубы и нефтепродукты», увеличился на 2,5% — но он начал расти еще до сентября 2009 года. Восстановление запасов с повышенной долей импорта, с одной стороны, отвечает ожиданиям в промышленности будущего локального экономического всплеска, возможно, сырьевой природы, с другой стороны — является своеобразной защитной стратегией российских компаний перед угрозой посткризисного роста конкуренции в 2010 году.
В ЦМАКП считают, что рост импорта по статье «машины и оборудование» не может свидетельствовать о восстановлении инвестиционного спроса: «слишком короткий период». Между тем Елена Абрамова ожидает «проблем с платежным балансом ближе к середине следующего года, когда усиленно начнет расти инвестиционный спрос». Если до августа 2009 года положительное сальдо торговли товарами со странами дальнего зарубежья устойчиво росло, то за сентябрь на фоне увеличения импорта оно уменьшилось на 1,4%, до $10,8 млрд. Впрочем, Владимир Тихомиров из «Уралсиба» считает, что в ближайшем будущем причин для образования дефицита торгового баланса нет. «До кризиса импорт финансировался главным образом за счет дешевых кредитов и в меньшей за счет дорогой нефти. В ближайшей перспективе такая ситуация не повторится»,— убежден он. В любом случае не ожидавшееся ранее быстрое восстановление импорта (прогнозы правительственных ведомств, напомним, предполагали продолжение падения стоимостных объемов импорта как минимум в первом полугодии 2009 года) делает ситуацию на денежно-кредитном рынке намного более уязвимой к колебаниям цен на нефть — ожидания продолжения роста нефтяных цен, от которых уже отказался бюджет на 2010 год, могут обмануть восстанавливающуюся промышленность.
Алексей ШАПОВАЛОВ, Дмитрий БУТРИН