После каждого финансового кризиса, убедившись в очередной раз в коварности финансовых рынков, частный инвестор начинает усиленно искать альтернативу. Например, живопись, вино или «чужие» страховые полисы. Но не все из них стали тихой гаванью в период «великой рецессии».
За прошлый год индекс широкого рынка США S&P 500 опустился на 37,6%, а РТС и вовсе провалился на 72,5%. А вот цены на арт-рынке за 2008 г. снизились в среднем на 4,8%. На столько опустился Mei Moses All Art Index, который рассчитывается по ценам продажи произведений искусства на крупнейших аукционах.
Считается, что инвестиции в вечные ценности защищают во время финансовых бурь. Так было во время кризиса начала 2000-х гг: цены на произведения искусства упали незначительно. Но в этом году, лишь спустя несколько месяцев после обвала акций, резко обесценилось искусство. Причина, видимо, в том, что Тициана продают, лишь когда другие меры выживания не срабатывают. В итоге в I квартале 2009 г. Mei Moses All Art Index рухнул на 35% (32,5% за девять месяцев). Наибольшие потери понес сектор послевоенного и современного искусства. И это несмотря на то, что технически рецессия закончилась, а S&P 500 за январь — сентябрь вырос на 17%.
Иная картина с вложениями в вино. За 2008 г.
Между тем нашлись и доходные вложения. Стоит отметить набирающие в США популярность инвестиции в полисы страхования жизни, которые уже называют новым классом активов. Объем вторичного рынка таких полисов в ближайшее время, по данным The New York Times, может достигнуть $0,5 трлн. Закон позволяет продать свой полис третьему лицу, которое продолжит платить взносы, а после смерти застрахованного лица получит всю страховую сумму. Сейчас полисы американских граждан сотнями скупают инвестфонды. Например, английский фонд EEA Life Settlements Fund с активами $624 млн вложил деньги пайщиков в 514 полисов 87 страховых компаний США.
Известные страховые фонды, открытые для международных инвесторов, рассчитаны на небольшой, но стабильный доход — в среднем 7—9% в год. 2008 год большинство из них завершили в плюсе. Так, инвестиции в EEA Life Settlements Fund за это время выросли на 9,4% (среднегодовая доходность с 2006 г. составила 8,95%), Centurion Defined Return Fund — Growth Series 2 Class — на 7,4% (7,63%), Aurora Defined Benefit Fund — на 5,76% (6,97%) и т. д. За девять месяцев 2009 г. прирост вложений в этих фондах составил 7,4%, 5,37% и 3,14% соответственно.
Итак, эффект от экзотических инвестиций во время финансового кризиса бывает разным. Поэтому в портфеле их должно быть не более 10%. Это долгосрочные вложения; делать их можно в любое время, но лучше — когда цены существенно снизились. Вот почему сейчас я бы, например, прикупил что-нибудь из современного искусства.
Исаак БЕККЕР, международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd