Следователи главного следственного управления (ГСУ) ГУВД Москвы при поддержке бойцов ОМОНа провели вчера масштабные обыски в ОАО «Шереметьево-карго» — одном из крупнейших грузовых терминальных комплексов России. Обыск проводился в рамках расследования уголовного дела о контрабанде банковского оборудования, по которому проходят клиенты ОАО. Работа терминала была фактически парализована.
В центральный офис и терминальный комплекс ОАО «Шереметьево-карго», расположенные на территории аэропорта Шереметьево, милиция нагрянула в десять утра. По утверждению руководства компании, шедший первым отряд из двух десятков омоновцев зачем-то попытался остановить охранник Черников, дежуривший на воротах объекта. Его снесли вместе с ними. Расчистив путь и от охранников, дежуривших на входе в офис ОАО, омоновцы сразу поднялись на третий этаж, где находится руководство компании. Рассредоточившись по кабинетам, они выставили из них в коридор сотрудников отделов бухгалтерии, кадров, расчетов, переговоров и т. д. Вместе с ними в коридоре оказались даже диспетчеры, управляющие загрузкой и разгрузкой транспортных самолетов. Только после того как директор по оперативному управлению ОАО Евгений Кондрашов объяснил участникам операции, что блокировка диспетчеров может парализовать работу «всего транспортного узла», им разрешили вернуться на рабочие места. Всеми остальными служащими компании занялись следователи.
Как объяснил «Ъ» господин Кондрашов, следователь ГСУ предъявил ему постановление, в котором указывалось, что обыск проводится в рамках расследования уголовного дела о контрабанде банкоматов. В документе сообщалось, что банкоматы ввозили в Россию в 2007 году около полутора десятков небольших компаний. Данный груз проходил таможенную очистку на шереметьевской таможне, а хранился на складе временного хранения «Шереметьево-карго».
Предъявив постановление, следователь потребовал выдать авианакладные, договоры на обслуживание, таможенные декларации, а также «иную документацию, которая может иметь отношение к делу». В присутствии понятых, которых следствие привезло с собой, сотрудники ОАО выдали ГСУ часть документов — таможенных деклараций у них не было, поскольку компания не занимается растаможкой, а только хранением грузов. Однако милиционеров это объяснение не удовлетворило. По словам господина Кондрашова, в поисках деклараций и «иных документов» следователи обыскали едва ли не каждый сейф, стол и проверили буквально все компьютеры сотрудников компании. Мероприятие продолжалось до позднего вечера.
«Все это время мы сидели в коридоре и слушали из работающего телевизора послание президента Федеральному собранию, в котором говорилось о демократизации, а сами думали при этом только о еде»,— сообщил «Ъ» один из сотрудников ОАО, отметивший, что лишь к вечеру им разрешили отправить «гонцов» за бутербродами и чаем.
Евгений Кондрашов не исключил, что столь жесткий обыск связан не столько с уголовным делом (документы по клиентам-нарушителям в ОАО изымают едва ли не каждую неделю), сколько с другими проблемами компании. Как выяснилось, сейчас «Шереметьево-карго» по разным поводам судится с ФТС и МВД, а также с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», на территории которого расположены ее терминалы. В этом году арбитраж признал незаконным строительство ряда складов. Тогда гендиректор компании «Шереметьево-карго» Владимир Новиков написал открытое письмо председателю Высшего арбитражного суда Антону Иванову, в котором сообщил о попытке «рейдерского захвата» его предприятия.
В ГСУ подтвердили факт проведения обысков в «Шереметьево-карго», однако сообщить подробности уголовного дела о контрабанде отказались, сославшись на тайну следствия. При этом в ГСУ заявили, что мероприятия в ОАО проводились «в полном соответствии с законом».
Сергей МАШКИН