Уходящий кризис стал очередным свидетельством того, что «развивающийся» Китай на голову перерос «развитый» Запад. ВВП Китайской народной республики демонстрирует уверенный рост, а обитатели Поднебесной стремительно богатеют. За последний год число долларовых миллиардеров Китая увеличилось на треть — до 130 человек. При этом, по экспертным оценкам, реальное количество толстосумов в два раза превосходит данные официальных рейтингов. Ошеломительные успехи Красного дракона толкают на поиски ключа от сундука манящего восточного благополучия. Однако, чтобы им воспользоваться, требуется одно решающее условие: необходимо мыслить по-китайски или родиться в КНР, став безоговорочным патриотом.
Всем на зависть
В этом году темпы наращивания ВВП Поднебесной вызывают у западных экономистов легкое головокружение: первый квартал — 6,1%, второй — 7,9%, третий — уже 8,9% в годовом исчислении. Такую бурную динамику Китайского дракона обеспечивают в основном внутренние ресурсы. Это в первую очередь кредитование, государственные инвестиции и потребление. Удивительно, но сейчас Китай переживает небывалый потребительский бум: по статистике, розничные продажи за первые три квартала этого года выросли на 16,5%. Нет сомнений, что Пекин продолжит свой победный марш. В прогнозах ряда аналитиков рост ВВП Китая в 2010 году может достигнуть отметки 10%.
Если нынешняя мировая рецессия для КНР стала совсем небольшим препятствием, которое ее предприятия по-китайски аккуратно обошли, то для США и ЕС — гигантским метеоритом. Блеск «стран золотого миллиарда» в значительной степени потускнел после 2008 года. К примеру, экономика США в третьем квартале 2009−го продемонстрировала рост 3,5% ко второму кварталу, но при этом аналитики настроены скептически в отношении будущего американского ВВП. Евросоюз же еле держится на ногах в полусонном состоянии. 4% — это среднее сокращение ВВП в странах ЕС в текущем году, по прогнозам Еврокомиссии.
Недалек тот день, когда китайцы станут главными донорами ослабевшей мировой экономики. За три квартала этого года прямые иностранные инвестиции Поднебесной в нефинансовый сектор возросли на 0,5%. Вливания производятся в 112 стран и регионов мира, их общий объем в третьем квартале составил $32,87 млрд. Прежде всего Китай нацелился на горнодобывающую промышленность и производство: в эти отрасли было направлено примерно 44% объема инвестиционных вливаний.
Сейчас руководство КНР планомерно выталкивает избыточные инвестиции с внутреннего фондового рынка. Проблема возникла полтора года назад, когда правительство Поднебесной перекрыло воздух портфельным инвестициям за рубеж. Была приостановлена выдача новых квот на покупку иностранных ценных бумаг фондам, которые имеют на это право. Не имея возможности вложиться в зарубежные активы, китайские инвесторы бросились скупать активы отечественные. С октября 2008 года ведущий национальный индекс CSI 300 вырос аж на 112%. Увидев такой перегрев фондового рынка, китайское правительство пошло на попятный и возобновило выдачу квот на инвестиции в зарубежные бумаги. Но уже случившийся резкий взлет китайских акций не мог не повлиять на оценку благосостояния владельцев самых крупных публичных компаний.
Во многом
Великий плагиатор
Ван Чуаньфу занимает первую строчку рейтинга китайских миллиардеров с состоянием $5,1 млрд. В 1995 году он основал компанию BYD, заняв у своего брата около $300 тыс. Название компании расшифровывается как Build Your Dream («построй свою мечту»). Однако, судя по ее деятельности, здесь уместнее более циничный вариант — Bring Your Dollars («несите свои доллары»). В 2000 году производство дешевых китайских копий аккумуляторов Sony и Sanyo помогло Вану выйти в лидеры производителей литиево-ионных батареек. Через два года после основания компания провела IPO на Гонконгской фондовой бирже, а в 2003−м купила обанкротившегося китайского производителя автомобилей Qingchuan («Цинчуань») вместе с лицензией на выпуск машин. Таким образом, Ван Чуаньфу приступил к копированию ведущих мировых брендов, таких как Toyota, Suzuki, BMW.
Логотип BYD — это китайское глумление над эмблемой BMW. А первая модель в линейке автомобилей — Flyer — своеобразная фантазия на тему Suzuki Alto. Шок 2008 года — помпезный выпуск гибридного BYD F3 DM, копии Toyota Corolla. На руку предприимчивому Чуаньфу играет то, что высокотехнологичный Запад пока еще находится в процессе разработки гибридных установок. В начале этого года в Детройте был представлен оборудованный только электромотором BYD Е6. По характеристикам он на голову превосходит разработки американских, европейских и японских компаний. Однако по дизайну напоминает Fiat Stilo. «Технологические разработки наших электромобилей могут превзойти достижения таких громких брендов, как GM и Toyota!» — любит изрекать Ван Чуаньфу.
Детская непосредственность владельца BYD в ведении бизнеса, которую сами китайцы называют предприимчивостью, впечатлила мегаинвестора Уоррена Баффета. Год назад он приобрел 10% акций концерна по цене $230 млн и уже заработал на этой инвестиции более $1 млрд. Недавно компания Баффета Berkshire Hathaway Inc. заявила о намерении увеличить свою долю в BYD, так как в первом квартале этого года чистая прибыль последней по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 98%, до 1,18 млрд юаней ($170 млн).
Инь и Хуэянь
Два места (второе и четвертое) в первой пятерке рейтинга китайских богачей достались женщинам — Джанг Инь и Ян Хуэянь. Первая, основательница картонного гиганта Nine Dragons Paper, имеет в личном распоряжении $4,9 млрд. Рождение бумажной империи произошло в 1995 году, когда Инь начала строительство первого картонного завода в провинции Гуандун. Тогда она говорила, что планирует «упаковывать растущий китайский экспорт». Расчет Джанг Инь оказался незатейлив и гениален. Сейчас в свои 52 года она действительно обеспечивает все китайские товары картонной упаковкой, которая изготавливается из американской макулатуры. В 1980−х Инь учредила в Калифорнии компанию America Chung Nam Inc. (ACN) и вывела ее в лидеры по объему экспорта макулатуры в Азию. Каждый раз, когда
В 2006 году Инь вывела Nine Dragons Paper на Гонконгскую биржу, получив от размещения $170 млн. Тогда же она возглавила список богатейших китайцев, составляемый Рупертом Хугверфом. 2007 год стал звездным для «макулатурной королевы», прибыль ее компании выросла на 47%, до $266 млрд. Однако кризисный 2008−й бросил тень на бумажную империю. Ходили слухи, что Nine Dragons Paper объявит о банкротстве в связи с неподъемной задолженностью. Однако в декабре 2008−го компания погасила $100 млн из $350 млн кредитов. Сейчас «картонный змий» уничтожает остатки долга, а в конце октября он дополнительно изрыгнул на биржу около 250 млн акций на сумму $370 млн.
В отличие от self-made woman Инь 28−летняя Ян Хуэянь попала в список благодаря отцу Еонг Квок Кеунгу. Он родился в семье простых фермеров, а свой капитал начал сколачивать еще в начале 1990−х, удачно купив несколько дешевых участков земли в сельской местности, на которых потом построил отели. В 2003 году Хуэянь закончила университет в Огайо, а через два года получила от предприимчивого родителя впечатляющий подарок в виде контрольного пакета акций семейной девелоперской компании Country Garden Holdings Ltd. Хуэянь с лихвой оправдала доверие отца: первичное размещение Country Garden Holdings на Гонконгской бирже год спустя принесло семейному бизнесу более $5 млрд. Тогда же Ян возглавила рейтинг самых богатых людей Китая, по версии Forbes, с состоянием $17 млрд. В этом году молодая миллиардерша находится на четвертой строчке списка Hurun Report с $4,6 млрд.
Несмотря на тяжелый 2008 год, сейчас доходы Country Garden Holdings показывают уверенный плюс. По итогам первого полугодия 2009−го чистая прибыль в сравнении с прошлым годом выросла на 78%, до $266 тыс. (1,816 млн юаней), в отличие от $148 тыс. (1,016 млн юаней) годом ранее. Капитализация компании сейчас составляет порядка $940 млн. Радужные перспективы ожидают бизнес Хуэянь уже потому, что грядущие Азиатские спортивные Игры (Asian Games) 2010 года уже стали сильнейшим стимулом для китайской отельной индустрии на многие годы вперед. По состоянию на декабрь прошлого года Country Garden Holdings работала в общей сложности над 54 проектами.
Трамп с прищуром
Сю Ронгмао, которому сейчас 59 лет, или «китайский Дональд Трамп», занял третье место в списке Руперта Хугверфа. Основатель девелоперской копании Shimao Property Holdings располагает $4,7 млрд. Началось все с того, что в 1988 году он инвестировал в строительство своего первого трехзвездного отеля $176 тыс. (1,2 млн юаней). Одновременно занялся возведением жилых комплексов в провинции Фуджиянь на востоке Китая. В 2000 году Ронгмао купил две действующие и котирующиеся на Гонконгской бирже компании, переименовав их в Shimao Holdings и Shimao International, а основанная им самим Shimao Property провела IPO в 2006−м.
Поистине удивляет инвестиционный талант и находчивость Ронгмао, который всегда знает, куда идти и что покупать. Большинство участков под строительство своих отелей он купил по смешной цене. Недавний пример — возведение 18−этажного отеля на 400 номеров на юго-востоке Шанхая. Размах проекта, о котором миллиардер объявил в 2007 году, ассоциируется со строительством дворца китайского мандарина. По сути же, гостиница сооружается в полузатопленном и никому ранее не нужном карьере глубиной 100 м. Один ее этаж с рестораном и кафе разместится под водой, остальные 17 будут «встроены» в стены котлована. С вершины карьера будет низвергаться 100−метровый водопад. Ронгмао обещал закончить отель, который возводится при помощи дешевой китайской рабочей силы, к концу этого года.
Остается только добавить, что в октябре 2009 года как Citigroup, так и Morgan Stanley присвоили Shimao Property Holdings Ltd рекомендацию «покупать». Чистая прибыль холдинга за первое полугодие этого года возросла на 30,42%, со $134,6 млн в прошлом году до почти $167 млн. К следующему году Shimao Property Holdings Ltd, который включает все компании Ронгмао, планирует завершить застройку участков общей площадью около 13,5 млн кв. м.
Китайское измерение
«Вы можете смело удвоить число миллиардеров — до 260. До сих пор существует множество миллиардеров вне «голубых экранов», которым удалось заработать солидное состояние, минуя внимание общественности, — на недвижимости, фондовом рынке и инвестициях», — говорит Руперт Хугверф. При обращении к рейтингам богатейших людей и даже бухгалтерской отчетности крупнейших компаний не следует забывать о том, кто такие китайцы. Скрытность и осторожность в обитателях Поднебесной воспитывалась веками. Достаточно вспомнить ту же культурную революцию и хунвейбинов, а также постоянный контроль со стороны «большого брата» — Компартии Китая.
«Публичная отчетность о торговых делах в Китае всегда была фикцией. Исторически торговец в Китае всегда скрывал обороты и налоги платил наполовину, на чем неизменно и негласно выигрывал. Несколько юридических лиц в портфеле, наличие двух-трех контрактов по одной и той же сделке: отдельно для иностранного партнера, для своей таможни, для банка — все это дает китайцу такие преимущества на внешних рынках, о которых приверженец буквы закона американец или педант немец и не мечтают», — пишет в одной из своих публикаций заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Андрей Девятов.
«Пик Виктория (престижный район в Гонконге, заселенный партийными лидерами. — Прим. D’) сейчас просто усеян виллами, достойными Рублевки. Причем это построили не гонконгские, а именно континентальные китайцы. Они и формируют новоиспеченный олигархат, который не заменяет вездесущую партию. На территории континентального Китая не очень удобно демонстрировать свое богатство, да и неприлично. По телевизору сплошной СССР, на улице капитализм только начинает разворачиваться. Поэтому официальным рейтингам верится с трудом, достаточно много подпольных миллиардеров», — сказал D заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Михеев.
В качестве замечательного свидетельства вышесказанного подойдет комментарий профессора Йи Йи Лу из лондонского института Chatham House. «Полагаю, что это возможно, когда вменяемые люди скрывают истинный размер своего состояния. И я совершенно не понимаю, каким образом Hurun Report узнал об объеме частного капитала наших состоятельных людей. Поэтому я и не могу оценить, верны ли данные по поводу 130 либо 260 миллиардеров», — рассказала она D.
Дедушка Ленин
Однако тайна китайского благополучия коренится гораздо глубже национального характера или маргинальной системы бухгалтерской отчетности. Суть в сознании всех без исключения китайцев, начиная от крестьянина и заканчивая партийным функционером. Большой брат в лице Коммунистической партии Китая стал для предпринимателей цербером, законодателем и гарантом благополучия в одном лице. По сути, эта организация во главе с генеральным секретарем ЦК Компартии Китая Ху Цзиньтао приобрела свойство центральной жизненной оси народа Поднебесной. Чтобы понять отношение китайца к Компартии, достаточно восстановить детские образы дедушки Ленина.
Но еще до Компартии обожествление правящей верхушки проповедовал тот самый Конфуций — в V веке до н. э. Основная категория конфуцианства — это понятие благородного мужа. Управлять государством, согласно Конфуцию, достойны только благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы высокой морали. Сегодня учение Конфуция вступило в идеальный тандем с Коммунистической партией КНР — собранием благородных мужей. Функцию «сына неба» скромно взял на себя Ху Цзиньтао. «Все успешные китайские бизнесмены являются членами Компартии, без этого они не смогли бы стать теми, кем стали», — отмечает Борис Михеев.
Кстати, не следует надеяться на то, что благородные мужи Китая перестанут засорять мир контрафактным барахлом. Ведь Конфуций был решительным противником управления на основе законов. «Взаимоотношения в Китае покоятся не на законе и даже не на целесообразности, а на правилах, традиции. Всякий, чьи действия и убеждения бескорыстны, законопослушны или прямолинейно последовательны, будет осмеян китайцами как глупец. По мнению самих китайцев, среди всех народов мира (включая евреев) нет таких умных, как китайцы, а рассуждать иначе для китайца означает «потерю лица» и преклонение перед иностранщиной. Вы спросите, почему? Да потому, что вся современная идеология глобализации, а именно экономические знания, методы и содержание образования, идея демократии, принципы управления обществом на основе законов — все это выросло из Пятикнижия Моисея, но отнюдь не является продолжением китайской традиции Пятикнижия Конфуция и применением канонов священной китайской древности», — пишет Девятов. Стратегия бизнеса самых состоятельных китайских миллиардеров подтверждает: хитрость приносит хороший доход.