Один из самых консервативных российских банков — Сбербанк рассматривает возможность заняться экспресс-кредитованием в торговых сетях (POS-кредитованием). По информации «Ъ», Сбербанк вел переговоры о возможном приобретении с тремя банками, работающими на этом очень доходном, но и высокорисковом рынке. Выйдя на новый рынок ради увеличения розничного кредитного портфеля, Сбербанк потеснит нынешних лидеров благодаря возможности предлагать кредиты на треть дешевле, отмечают эксперты.
Сбербанк в настоящее время рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования, сообщили источники «Ъ», близкие к банку. Источник «Ъ» в банке подтвердил эту информацию. По словам собеседников «Ъ», окончательного решения по этому вопросу пока не принято, но один из вариантов — приобретение действующего игрока. По словам источника, близкого к ХКФ Банку, Сбербанк проявлял заинтересованность в его приобретении и вел по этому поводу переговоры. В крупном инвестбанке «Ъ» рассказали, что возможность продажи бизнеса также рассматривали банки «Ренессанс Кредит» и ДжиИ Мани банк. В ХКФ Банке, «Ренессанс Кредите» и ДжиИ Мани банке не смогли дать «Ъ» комментарии по этому вопросу.
Руководитель розничного блока Сбербанка Дмитрий Давыдов отказался прокомментировать информацию о планах банка по выходу в розничные сети и возможном приобретении с этой целью какого-либо из перечисленных банков. Член правления Сбербанка Денис Бугров, отвечающий за стратегию развития банка, и несколько других представителей правления сообщили, что не готовы комментировать данную информацию, не подтвердив и не опровергнув ее.
Объем российского рынка кредитования покупателей торговых сетей на приобретение товаров (POS-кредитования), по оценкам экспертов, превышает 60 млрд руб. Лидерами рынка по итогам первого полугодия являются ХКФ Банк (доля — 44%), ОТП-банк — 14,5%, Русфинансбанк −12,1%, банк «Русский стандарт» −11,5%, Альфа-банк — 8%, «Ренессанс Кредит» — 2%. Основной особенностью POS-кредитования является экспресс-оценка потенциального заемщика (примерно за час). В связи с этим POS-кредитование является одним из наиболее высокорисковых видов розничного банковского бизнеса. Ставки по POS-кредитам составляют 30—50% годовых.
Выход Сбербанка на рынок POS-кредитования наиболее вероятен именно через приобретение банка, уже работающего на этом рынке, отмечают эксперты. Для выдачи кредитов на приобретение товаров в торговых сетях необходимы технологии, позволяющие быстро оценивать потенциального заемщика, а таких технологий у Сбербанка сейчас нет, говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Сегодня минимальный срок принятия решения по кредитам в Сбербанке в рамках новой технологии «Кредитная фабрика» составляет минимум двое суток. «Выход на рынок POS-кредитования через покупку одного из действующих игроков может обойтись Сбербанку дешевле, чем отладка собственных технологий»,— говорит аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Стоимость банков, к которым проявлял интерес Сбербанк, составляет 1,2—1,5 их капитала, считает аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн. То есть ХКФ Банк может стоить порядка 36 млрд руб., банк «Ренессанс Кредит» — около 8 млрд руб., ДжиИ Мани банк — 5,5—6 млрд руб. Подсчитать, сколько может стоить введение скоринговых технологий в масштабах всего Сбербанка, аналитики не берутся, указывая, что затраты будут «гораздо большими».
Выход такого консервативного игрока, как Сбербанк, на высокорисковый рынок POS-кредитования эксперты связывают с необходимостью увеличения доли на рынке розничного кредитования. Сейчас она составляет около 32,2%, при этом розничный кредитный портфель сократился с начала кризиса на 6,5%. В стратегии развития Сбербанка до 2014 года обозначена цель увеличивать «долю от кошелька клиента», то есть сделать его пользователем широкого набора услуг Сбербанк, для этого сегмент POS-кредитования является хорошей базой, отмечает господин Шлемов. Он считает, что собственную клиентскую базу Сбербанк уже исчерпал: «Все, кто хотел взять в нем кредит или разместить депозит, по большей части уже сделали это».
Важным конкурентным преимуществом Сбербанка на рынке POS-кредитования могут стать сравнительно низкие ставки по кредитам, которые он сможет себе позволить
Рынок POS-кредитования является не только высокодоходным, но и высокорисковым, отмечают эксперты. По словам зампреда правления ХКФ Банка Владимира Гасяка, в данном сегменте залог успеха — «отработанная скоринговая модель, построенная на большом объеме статистических данных». Именно поэтому в первые годы после выхода на рынок, пока нет необходимой статистической базы, риски и просрочка особенно высоки, продолжает господин Гасяк. Тем не менее значительного ухудшения показателей просрочки по розничному портфелю Сбербанка в связи с выходом на рынок POS-кредитования ожидать не стоит, считает Марк Рубинштейн. «Учитывая размер розничного портфеля банка (1,17 трлн руб.), вряд ли просрочка, которая на сегодня составляет около 3%, увеличится более чем на 1 процентный пункт, так как средние суммы POS-кредитов невелики»,— поясняет он.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ